Bloomberg (США): как волжская деревня посеяла хаос на нефтяном рынке Европы

C тех пор, как умер владелец музея водки на улице Дружбы Народов и в деревне закрылась единственная туристская достопримечательность, жителям Николаевки стало не о чем сплетничать. Но теперь, когда эта захудалая деревушка стала эпицентром международного нефтяного скандала, местные наперебой уверяют, что всю дорогу чуяли недоброе. Именно здесь, к востоку от волжской излучины, по заявлению российских властей, и произошел вброс ядовитых хлоридов в российскую сеть нефтепроводов протяженностью 65 000 километров, отчего впервые в истории остановилась основная экспортная артерию в Европу. Президент Владимир Путин поспешил повесить всех собак на государственную нефтяную компанию «Транснефть», заявив 30 апреля, что кризис нанес «огромный ущерб». Восемь дней спустя следователи предъявили обвинения группе спекулянтов — считается, что они действовали в сговоре с местной компанией, у которой имеется доступ к системе «Транснефти» через узел слива в Николаевке. Нефтехранилище, куда предположительно сливалась загрязненная нефть, 72-летняя Валя Мартыненко (так в оригинале, прим. редакции) видит со двора своего голубого домика, где прожила всю жизнь. Она говорит, что привыкла слушать по ночам грохот нефтевозов, но примерно месяц назад они ездить перестали. «Я по ним не скучаю, — признается она, насыпая цыплятам корм. — Только пылищу поднимали, а местных на работу все равно не брали». Следственный комитет России обвиняет спекулянтов в краже готовой к экспорту нефти на сумму минимум в миллион рублей (15 400 долларов). Продукт высокого качества они предположительно заменяли жидкой смесью сырой нефти и органических хлоридов аналогичного объема. Всего махинация продлилась около 10 дней, и за это время по экспортному нефтепроводу «Дружба» на нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии и всей Восточной Европы отправилось порядка 5 миллионов тонн нефти. Как свидетельствуют данные «Блумберг», по меньшей мере 1,6 миллионов тонн было отгружено через балтийский терминал в Усть-Луге, причем бóльшая часть груза все еще находится в море. Узел в Николаевке, ставший местом преступления, имеет мощность до 40 тысяч тонн в месяц, или порядка 1 300 тонн в день. Это означает, что каждая тонна «грязной» нефти могла испортить по 400 тонн чистой, уже находящейся в трубопроводе. «Это пример того, как жадность и мелкое мошенничество накладываются на некомпетентность и бесконтрольность, и в трубу попадает непонятно что», — считает нефтяной стратег «Блумберга» Джулиан Ли (Julian Lee). В «Транснефти» от комментариев отказались. По меньшей мере четверо из шести подозреваемых, разыскиваемых Следственным комитетом, задержаны, среди них — владелица компании, которой принадлежит нефтехранилище в Николаевке. Бывший владелец Роман Трушев сообщил газете «Коммерсант», что продал нефтехранилище в прошлом году. Трушев объявлен в международный розыск, однако газете он сообщил, что находился в Германии и в Москву возвращаться не собирается. Глава «Транснефти» Николай Токарев, служивший во время войны в КГБ в Дрездене вместе с Путиным, на встрече с президентом заявил, что всего у компании имеется порядка 150 пунктов узлов слива нефти, аналогичных николаевскому. По его словам, большинство из них находятся в ведении крупных нефтяных компаний. По словам аналитика компании «Ситигруп» (Citygroup) Рональда Смита (Ronald Smith), на то, чтобы разбавить загрязненную нефть уйдет несколько месяцев, что обойдется «Транснефти» в 370 миллионов долларов. Вероятно, испорченное сырье придется смешать с чистыми материалами, чтобы не вывести из строя оборудование нефтеперерабатывающих заводов. «„Транснефть" застигло врасплох, ведь ничего подобного прежде не случалось», — сообщил из Москвы Виталий Ермаков, специалист по нефти Оксфордского института энергетических исследований. Вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что возмещать физический ущерб партнерам из Белоруссии, Польши и других стран придется «Транснефти». По оценке министра энергетики Александра Новака, общая сумма компенсации вряд ли превысит 100 миллионов долларов. Бывший владелец Трушев заявил «Коммерсанту», что хранилище слишком мало, чтобы списать на него всю испорченную нефть. К тому же «Транснефть» берет пробы на загрязняющие вещества каждые 10 дней, и если единственным источником дихлорида была Николаевка, то концентрация была чрезвычайно высока, объясняет руководитель московской консалтинговой компании «Инфотек-Терминал» Рустам Танкаев. «Крупные нефтяные компании этой технологии всячески избегают, потому что это каменный век, а мелкие производители такой ущерб нанести не способны, — считает Танкаев. — Так что если это не авария, то, похоже, мы имеем дело с умышленными действиями». Елена и Валерий, семейная пара из Николаевки (обоим за 50), утверждают, что ждут подвоха с той самой поры, когда у нефтяного узла сменился владелец, и новое руководство общаться с местными перестало. Прежнее начальство, напротив, отличалось щедростью, построило церковь и дарило местным школьникам подарки. «От нового руководства мы не получили вообще ничего», — говорит Валерий. Кроме того, как полагает старожилка Мартыненко, по сравнению с настоящей угрозой — заводом по переработке аккумуляторов — нефтяники вовсе безобидны. «Когда ветер дует с той стороны, аж дышать трудно, — сетует Мартыненко. — Что мы только ни делали, чтобы его закрыли, но все без толку. Почему еще не разыгрался международный скандал?» В написании статьи участвовали Шерри Су (Sherry Su), Ольга Танас и Дина Хренникова.

Bloomberg (США): как волжская деревня посеяла хаос на нефтяном рынке Европы
© ИноСМИ