Ещё

Правительство Медведева рассчитывает долго сидеть на бюджетных деньгах 

Правительство Медведева рассчитывает долго сидеть на бюджетных деньгах
Фото: Свободная пресса
Эксперты и политики обсуждают экономическое будущее России — каким его видит правительство, понятно из проекта трехлетнего бюджета, который разработал .
Ведомство по-прежнему преисполнено оптимизма, считая, что бюджет останется профицитным — то есть доходы превысят расходы. Инфляция в будущем году якобы не превысит 3%. Как заверяют в Минфине, большую часть дополнительных расходов направят на «социалку» (как на федеральном, так и на региональном уровнях).
Например, расходы на здравоохранение должны вырасти в полтора раза, обещают в ведомстве Силуанова. За «социальную направленность» бюджета Минфин уже похвалил спикер .
При этом, однако, Минфин стыдливо умалчивает, что прежними остаются гигантские расходы на содержание армии чиновников (в том числе и аппарата правительства) и госпропаганду.
О том, что ждать населению от нового трехлетнего бюджета, «Свободная пресса» поговорила с руководителем аналитического департамента Международного финансового центра (Москва) .
«СП»: — Роман Николаевич, рассуждая о проекте бюджета, политики вспоминают про снижение инфляции, рост социальных расходов. При этом деликатно обходят вопрос госдолга. А что с ним?
— Правительство утверждает, что в следующие три года уровень государственного долга Российской Федерации не превысит уровня, который правительство сочло как «комфортный» и «безопасный». Это 20% от уровня годового ВВП страны. Это задекларировано в новой версии трехлетнего бюджета.
Я рад, что в правительстве всегда пытались (и пытаются снова) и снова мыслить масштабно — не только пятилетками, но и целыми эпохами. Но на поверку у них это выходит плохо или как минимум на «троечку».
Можно радоваться, что уровень долговой нагрузки в стране не превысит 20% от ВВП. Но, видимо, мы не услышали, не дочитали все страницы текста, или попросту их пропустили — только эти страницы самые главные. Там говорится про риски.
«СП»: — И какие же, на ваш взгляд, главные риски для снижения госдолга?
— На данный момент, значимой и существенной альтернативы российским ОФЗ нет. А по стечению ряда обстоятельств, российские активы выбраны глобальными инвесторами как инструмент для операций «кэрри-трейд». Некоторый оптимизм от этого утверждения должен быть точно.
В последние дни  обрадовано тем, что в прошлом году весь бюджет страны исполнен с профицитом. Причем профицит возник и в бюджетах регионов. Правда, по совести говоря, профицит бюджетов регионов возник благодаря трансферу из федерального бюджета.
Это в текущих условиях позволяет правительству верстать бюджет страны на перспективу в несколько лет. Но вот упущен один момент — исполнение перспективного бюджета по существу, в жизни, а не на бумаге.
Как представляется мне, в текущих геополитических и экономических условиях (особенно с оглядкой на мировые тренды в экономике и на развернувшиеся внешнеторговые войны), за три года могут измениться многие факторы, определяющие профицит федерального бюджета.
В силу того, что доходность заимствований российского Минфина приносит глобальным инвесторам прибыль в рамках операций «кэрри-трейд», уместно рассчитывать, что пока они не будут массово убегать из российских активов. А это значит, что при условии неизменности вводных по основным параметрам мы, скорее всего, не столкнёмся ни с оттоком спекулятивных инвесторов, вкладывающих в российские активы, преимущественно в ОФЗ.
«СП»: — Если геополитическая и геоэкономическая ситуация резко изменится (например, будут введены новые санкции против российских госбумаг), то что будет делать Москва?
— Я надеюсь, что в кабинетах нашего правительства уже прикинули хотя бы черновик плана «Б», на тот случай, если что-то пойдёт не так. Если всерьёз воспринимать санкции со стороны США, то внешние рынки заимствований для страны уже практически закрыты. Мы убедились, что снимать санкции в отношении нашей страны в Америке никто не собирается, и им уготована судьба поправки Джексона-Веника — а та, напомним, существовала целых 36 лет.
Как мы видим, в условиях, когда правительство ориентировано на заимствования через ОФЗ, и не рассматривает варианты внешних заимствований, весь риск ложится на приток спекулятивных инвесторов, играющих в «кэрри-трейд» и российские ОФЗ.
Если эта концепция будет неизменна, и мы не получим массового оттока подобных инвесторов, то правительство столкнется с новой проблемой — придётся заимствовать и дороже и больше. И по этому поводу ясности нет.
«СП»: — При этом, однако, Минфин прогнозирует заимствования не менее $3 млрд на внешних рынках. Правда, исключительно в евро и юанях — в рамках программы «дедолларизации» экономики.
— Я уже говорил, что правительство в своих прогнозах рассматривает вариант, когда основная часть заимствований страны будет сделана на внутреннем финансовом рынке. А если принять во внимание тот факт, что в этом году (несмотря на все внешние факторы раздражения, в виде санкционной риторики и внешнеторговых неурядиц в мировой экономике), в стране впервые с 2014 года произошел крайне положительный сдвиг в части долговой нагрузки страны.
Чистый государственный долг России впервые с 2014 года опустился ниже нуля из-за роста государственных резервов, которые полностью его покрывают.
Тут уж есть чему порадоваться. Отрицательный чистый долг страны — это крайне положительный факт. Но не стоит забывать, что в стране есть корпорации и у них так же есть долговая нагрузка — она может подпортить общий «вкус» ситуации.
Новости мира: Появился первый в мире отель без персонала
Видео дня. Тарифы на услуги ЖКХ вырастут в Москве
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео