Ещё
Названо условие краха пенсионной системы России
Названо условие краха пенсионной системы России
Личный счет
Россияне стали реже гасить кредиты досрочно
Россияне стали реже гасить кредиты досрочно
Личный счет
В Росбанке произошел сбой
В Росбанке произошел сбой
Компании
В Госдуму внесли закон об минимальной зарплате бюджетников
В Госдуму внесли закон об минимальной зарплате бюджетников
Личный счет

СП упрекнула МЭР в некачественном проекте бюджета 

не довольная бюджетом
Счетная палата опубликовала заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Заключение получилось более чем критическим: большинство выводов министерства и параметров, заложенных в трех вариантах прогноза (базовом, консервативном и целевом) не устраивает экспертов СП. При этом не устраивает аналитиков ни один из предложенных прогнозов.
Например, указывается в тексте заключения, опубликованном на сайте СП, оценка по ожидаемому вкладу в ВВП от реализации структурных мер экономической политики на уровне 1,5 процентного пункта может быть завышена. Это создает риски недостижения заявленных в прогнозе темпов роста экономики России. Изначально Минэкономразвития подготовило только базовый и консервативный сценарии, а целевой представило по решению правительства. Но по своей сути они все целевые и отличаются только скоростью достижения целей майского указа президента .
Эксперты критикуют как темпы роста экономики, представленные МЭР, так и рост инвестиций и сокращение бедности. Так, министерство прогнозирует замедления роста мировой экономики до 2,7% к 2024 году, одновременно ожидая резкого ускорения российской экономики до 3,1% в 2021 году. Это вряд ли, — существует риск, что темпы роста ВВП в 2021–2024 гг. сохранятся в пределах 1,5–2%, пишет Счетная палата.
Базовый сценарий прогноза предполагает темп роста инвестиций в основной капитал на уровне 5% в 2020 году с пиковым значением 6,5% в 2021 году. В дальнейшем инвестиции замедлятся до 5,3% в 2023 году. По мнению Счетной палаты, предусмотренные в базовом варианте прогноза темпы роста инвестиций в основной капитал и валового накопления основного капитала не согласованы с темпами роста выпуска фондообразующих отраслей (производство машин и оборудования, строительство), а также с темпами роста экспорта и импорта инвестиционных товаров.
В соответствии с прогнозом темпы прироста реальных располагаемых денежных доходов населения ускоряются с 0,1% в 2019 году до 2,3% в 2022 году и до 2,4% в 2024 году за счет снижения давления со стороны долговой нагрузки, а также роста доходных компонент в результате реализации мер социально-экономической политики.
При этом проценты, уплаченные населением за кредиты, по прогнозу, растут опережающими темпами по сравнению с динамикой в целом обязательных платежей (рост за 2019 — 2024 годы — в 1,86 раза и в 1,58 раза соответственно), а их доля в доходах увеличивается (3,4% денежных доходов населения в 2018 году и 4,4% в 2024 году). Перечисленные в прогнозе меры государственной политики, направленные на обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, по мнению Счетной палаты, также не смогут в полной мере обеспечить заявленные темпы.
«Для повышения качества прогнозирования необходима тщательная проработка вариантов прогноза, каждый из которых должен отображать свой сценарий развития событий. При этом целесообразно рассматривать три варианта, включая целевой. Формирование прогноза, ориентированное на демонстрацию достижения целевых показателей во всех вариантах, снижает качество прогнозирования и нивелирует пользу от разработки нескольких сценариев. Также в вариантах прогноза следует предусмотреть вероятность внешних шоков, таких как резкое падение или рост нефтяных цен, введение санкций, геополитические конфликты, торговые войны, влияющие на рост мировой экономики. Кроме того, необходимо отметить, что в Прогнозе показатели национальных целей отражены не в полном объеме», — указывают в СП.
Перспектива действительно не радужная
Пока проект федерального бюджета на 20-22 годы не утвержден его можно трактовать и обсуждать по-разному и неограниченное количество раз, прокомментировал «Веку» заключение «Веку» аналитик ГК «Алор» . Разумеется, говорит он, у Минэкономразвития есть определенная задача добиться более перспективной картины по всем ключевым показателям, поэтому надежда на действие нацпроектов возлагается большая — они должны ускорить и экономический рост и приток инвестиций. Счетная палата же за последние годы снискала репутацию ключевого критика государственных структур, поэтому и сейчас проделала объективную оценку обнародованных прогнозов.
В целом эксперт соглашается с позицией Счетной палаты — в условиях жестких секторальных санкций и спящего режима, в котором находится малое и среднее предпринимательство резкого роста экономики в текущих условиях быть не может. Малый бизнес и это не раз говорил глава СП и другие экономисты — это основа разгона экономического состава в других странах в странах это один из тех столпов на которых держится экономика, в регионах РФ же за последний год число предприятий МСП резко идет на спад и не помогают даже правительственные льготы в вине налоговых каникул.
Если говорить о конкретных причинах, которые не дадут добиться показателей целевого сценария, то это по-прежнему высокий уровень бедности, инфраструктурная и технологическая отсталость, а также по-прежнему высокий процент бюрократических барьеров, указывает Алексей Антонов. Общее замедление мировой экономики конечно сгладит нереализованный эффект роста экономики в РФ, но по факту развитые страны так и останутся недосягаемыми в плане экономического роста.
В целом перспектива для экономики не радужная, признает Алексей Антонов. Минэк в своих сценариях рассчитывает на пополнение бюджета за счет дивидендов от крупных компаний и роста поступлений от налогов и прочих гражданских платежей, при этом не учитывая рисков — сколько денег может пройти мимо кассы, а пройдет их как обычно много. И по-прежнему СП напоминает о том, что государство в своих целях продолжает снижать внимание к таким важным зонам государственной ответственности, как здравоохранение и образование — расходы на них в будущем бюджете урезаны, чего не скажешь, например, о расходах на оборону и оплату труда чиновников.
Сценарий Минэкономразвития, при котором экономика растет на 3,1% (г/г) при росте мировой экономики на 2,7% — 3% (г/г) и среднегодовой динамике цен на нефть в -2,3% (г/г), не противоречит долгосрочной сравнительной статистике динамики ВВП РФ и внешних факторов, возражает аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» . При предложенных Минэкономразвития темпах прироста цен на нефть и мирового ВВП можно ожидать, заявил он «Веку», что в 2020 — 2024 гг. прирост ВВП РФ с вероятностью 60% будет в диапазоне 2%-8% (г/г) с центральным сценарием роста в 3,6% — 3,8% (г/г).
Для сравнения: в 2000 — 2011 году при среднем приросте мирового ВВП в 3% и среднегодовом росте цен на нефть на 18,7%, средний прирост реального ВВП РФ составлял 5,3%, в 1,7 раза выше целевого уровня Минэкономразвития на 2020 — 2024 гг. При этом, большую часть этого периода прирост ВВП РФ находился в диапазоне 6% — 8% (г/г). А в 2010 — 2012 гг. при целевом диапазоне прирост ВВП с точки зрения цен на нефть и мирового ВВП составляющем 0%-6%, средний прирост ВВП РФ составил всего 2% стабильно находясь у нижней границы данного справедливого диапазона.
Так ли все плохо?
Комментарии СП ориентированы только на внешние факторы, не учитывают возможностей экономики РФ, связанных с внутренним стимулированием роста, полагает Александр Осин. В частности, ремонетизация экономики способна привести к снижению в перспективе нескольких справедливой инфляции и ставок к уровням в 2% — 5% (г/г), соответствующим минимумам достигнутым — за счет различных по характеру мер— на развивающихся рынках, и не только в КНР, но и в ЮАР, Саудовской Аравии.
Перемещение налоговой нагрузки с потребления на производство, отмена пенсионной реформы и реформирование системы стабфондов способно выровнять налоговые условия для производственного сегмент РФ по сравнению с европейским, азиатскими рынкам, уверен аналитик. «Комментарии СП должны содержать подобные предложения, а не только критику, результат которой — сомнения в возможностях генерирования доходов бюджета и, опосредованно, давление на расходы и потенциальное ограничение в необходимых, давно назревших мерах централизованной макроподдержки», — считает Александр Осин.
И все же стоит учитывать, отметил «в интервью „Веку“ эксперт Международного финансового центра , что до сих пор российская экономика показывала рост, примерно вдвое худший, чем в среднем рост мировой экономики. Если принять это наблюдение как основополагающее, то при запланированном росте мирового ВВП на 2,7%, российский ВВП должен показать рост на 1,3–1,35% — и это при условии отсутствия всех и любого из хорошо известных нам негативных факторов — таких, как очередной виток снижения цен на нефть и внешние санкции.
Ни о первом, ни о втором мы сейчас достоверно судить не можем, но, говоря о проекте такого документа как Федеральный бюджет, раньше обычно было принято исходить из наиболее пессимистичного сценария, обращает внимание аналитик. Это объясняется тем, что при прочих равных проще распределять дополнительные доходы, чем срочно искать по факту средства для „латания дыр“. Если в этот раз законодатели решили за базовый взять наиболее оптимистичный сценарий, то, как говорится, своя рука владыка, но впоследствии почти наверняка всем им будет тяжело и дело пахнет большим стрессом, заключает Владимир Рожанковский.
Поживем — увидим
Основные претензии к федеральному бюджету на 2020-2022, заключаются в его несоответствии заявленным в прогнозах целевым показателям основных параметров экономики, признает главный аналитик Центр аналитики и финансовых технологий . Это касается и темпов роста ВВП, и темпов роста инвестиций, и сокращения бедности и ряда других показателей. Возникает ощущение, отметил в интервью „Веку“ эксперт, что сначала был составлен „консервативный“ федеральный бюджет, основанный на ухудшении внешних условий, а затем к нему притянули достижение целей майского указа президента. И естественно в таком противоестественном процессе возникает множество не состыковок, о которых и говорят в Счетной палате России.
Например, при ожидаемом правительством страны замедлении темпов роста мировой экономики, Россия должна не только экономически не замедлиться, но и ускориться, перегнав среднемировые темпы роста. Получается, что при такой негативной внешней конъюнктуре, для искомого ускорения, наша экспортно-ориентированная экономика должна каким-то образом перестраиваться на внутренний рынок. Но, „убитый“ потребительский спрос россиян, вряд ли сможет так быстро восстановиться, а запланированных государственных инвестиций, будет, явно не достаточно.
Можно, конечно, было бы уповать на частные инвестиции, и правительство в своем прогнозе это делает, однако, во-первых, сложно представить, что на направлении „инвестиционного климата“ за несколько лет удастся сделать то, чего не удавалось за последние лет десять, указывает аналитик. А во-вторых, и об этом уже пишет Счетная палата, — „в базовом варианте Прогноза, темпы роста инвестиций в основной капитал и валового накопления основного капитала не согласованны с темпами роста выпуска фондообразующих отраслей (производство машин и оборудования, строительство), а также с темпами роста экспорта и импорта инвестиционных товаров“. Что опять же говорит о „притянутости“ положительных прогнозов.
Наверное, в целом, исходя из экономических прогнозов и параметров бюджета, подход правительства можно охарактеризовать, примерно, следующим образом. Они ожидают резкого ухудшения ситуации в мировой экономике, с 2020— по начало 2021 года, после чего отскок и восстановления. То есть стандартный V-образный спад, с быстрым падением и отскоком, по примеру кризиса 2008-2009годов. Отсюда и консервативный бюджет на 2020 год, и подушка безопасности и профицит бюджета, и ожидания что на волне восстановления в мире, уже в 2021 году темпы роста российской экономики превысят 3%.
В Счетной палате же, видимо полагают, что предстоящий спад будет не V-образным, а L-образным, с быстрым падением и крайне медленным, и болезненным восстановлением, объясняет Антон Быков. Это так называемый структурный кризис, который судя по проблемам мировой финансовой системы, и структурным проблемам в экономике еврозоны, Китая, США рано или поздно должен случиться. И если это так, то ни о каких 3% роста и речи быть не может.
Если говорить про прогнозы , то это, пожалуй, наименее важная в бюджетной теме история, потому что „дивидендное противостояние“ за то, сколько государственным компаниям выплачивать дивидендов в федеральный бюджет происходит ежегодно. Минфин России, как главный блюститель государственных финансов требует всех 50% от чистой прибыли госкомпаний, бизнес естественно хочет заплатить поменьше.
Итоговое решение, как правило, зависит от состояния госфинансов и внешней конъюнктуры, заключает Антон Быков, так что если прогнозы Правительства оправдаются, то, скорее всего и здесь Счетная палата окажется права, и госкомпаниям разрешат заплатить в бюджет меньше дивидендов, чем ожидает Минфин.
Видео дня. Почему сотовая связь подорожает в 2020 году
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео