Объясняем, зачем измерять качество городской среды

Индекс качества среды для всех 1114 городов России был впервые представлен в начале ноября 2019 года. Вместе с директором проектов КБ Стрелка Анастасией Щербаковой разбираемся, почему индекс нельзя называть рейтингом, как его правильно читать, какую работу в городах предстоит провести в ближайший год и почему не стоит сравнивать значения индекса во всех городах друг с другом. Кто и зачем измеряет качество городской среды Индекс — это инструмент мониторинга состояния городской среды. Он был разработан Минстроем, ДОМ.РФ и КБ Стрелка, чтобы оценивать динамику изменений в городах. К 2024 году президент поручил повысить индекс качества городской среды на 30 % и сократить количество городов с неблагоприятной городской средой в два раза. Чтобы оценить достижимость этих показателей, был разработан инструмент, который оценивает качество городской среды. ДОМ.РФ и КБ Стрелка отвечали за данные, собранные для расчёта 18 из 36 индикаторов качества городской среды. Для подсчёта этих индикаторов были использованы открытые большие данные: данные пространственного анализа, геоинформационных систем, дистанционного зондирования Земли, а также данные из соцсетей. Почему индекс нельзя воспринимать как рейтинг Индекс — это не рейтинг. Индекс — это показатель, важный только для объекта исследования. Например, есть индекс массы тела. Человеку важен собственный индекс массы тела, чтобы выявить какие-то нарушения; для понимания этих проблем не важен индекс массы тела других людей. Рейтинг, в свою очередь, — это инструмент, который показывает соотношение между объектами исследования. Например, рейтинг цен на «ЦИАНе» показывает, сколько стоят самые дорогие квартиры, как они распределены по районам города. Индекс не должен показывать такого распределения. Это инструмент для работы каждого города над собственными проблемами, а не для сравнения городов между собой. Как читать индекс Индекс качества городской среды — это первый индекс, который оценивает не только статистические показатели, но и реальную морфологию города, то есть то, как город пространственно расположен на территории. В индексе оцениваются шесть типов городских пространств: жильё, озеленённые пространства, общественно-деловая инфраструктура, социальная инфраструктура, дорожная сеть и общегородское пространство. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность, современность и эффективность управления. На пересечении каждого типа пространства и критерия появляется индикатор. Например, безопасность дорожной сети оценивается через индикатор «количество ДТП» и так далее. При разработке методологии изначально ставилась цель сделать её максимально прозрачной. В индексе нет исходного целевого показателя: зачастую его просто невозможно установить. Не существует точной цифры, насколько город должен быть озеленён. Мы не можем сказать, что норма озеленения городов составляет 75% или 25%. Но при этом понимаем, что ноль ДТП или полное отсутствие аварийного жилья — это хорошо и это тот идеал, к которому нужно стремиться. Суть методики в том, чтобы перевести восприятие городской среды в измеряемую метрику. Это позволяет уйти от субъективности. Человек, который родился и вырос в одном городе, априори считает, что его город лучше города-конкурента, с компаниями из которого они соревновались в школьные годы. Представления о городе у тех, кто туда просто приезжает и проводит там небольшое количество времени, отличаются от представлений местных жителей. Туристы формируют свой образ города на основании центральных улиц, ключевых достопримечательностей, гостиниц — всё это не относится к обычной жизни. Слишком разные города — как их сравнивать? Все 1114 городов разделены на 10 размерно-климатических групп исходя из размера, численности населения и схожих климатических условий. Здесь важно подчеркнуть, не то, в каких климатических зонах находятся эти города, а то, как климатические факторы влияют на состояние и формирование городской среды. В городах с полярной ночью общественные пространства не имеют в жизни людей такого же значения, как в городах с более благоприятными климатическими условиями. Сайт индекс-городов.рф — упрощённая форма сложной методики. На странице каждого города есть отметка о том, к какой размерной и климатической группе относится город. Климатических групп всего две: с условно комфортными и с тяжёлыми климатическими условиями. Если мы зайдём в раздел «Результаты» и откроем, например, Мурманск, то увидим, что это город с тяжёлыми климатическими условиями. Все города с тяжёлыми условиями не выделяются в отдельную группу, потому что климат не влияет на такие индикаторы, как количество ДТП или доля детей, стоящих на очереди в детский сад. Поэтому по климатическим группам считаются только индикаторы, касающиеся озеленения города или популярности общественных пространств. Остальные индикаторы, например доля аварийного жилья, считаются уже по размерным группам. Города из разных размерных групп сравнивать нельзя, а в пределах одной группы — можно. У каждой размерно-климатической группы есть своя шкала значений. К примеру, 80 % освещённости улиц в Магадане (средний город) — это не то же самое, что 80 % освещённости улиц в Суздале (малый город). Если для малого города освещённость в 80 % — это достаточно большой показатель, который оценивается в 8–10 баллов, то средний город или миллионер за тот же процент освещённости улиц получит уже 2–4 балла. Зачем нужны баллы От баллов уйти невозможно, потому что оцениваются параметры в разных единицах измерения. Они могут быть выражены в процентах, в численности людей, количестве инфраструктурных объектов или безразмерным коэффициентом. Чисто математически логично сравнивать разные показатели друг с другом, используя баллы. Да, существуют индексы, основанные на качественных показателях, например на социологических опросах или на экспертной оценке. Но такая методика не подходит для масштаба задачи в России. 1114 городов — это очень много, в них живут 75 % населения страны. Если ежегодно проводить соцопросы или выезжать в каждый город, то оценка городской среды превратится в перепись населения. Чтобы охватить такое количество городов, потребуется огромное число людей, и пропорционально будет расти количество ошибок. Единственная возможность уйти от субъективности и манипуляции данными — переход на количественную оценку. На что реально влияет индекс? Если мы представим обычный день муниципального чиновника или главы города, то поймём, что он существует в огромном количестве задач, которые формируются двенадцатью национальными проектами. В каждом из них есть федеральные подпроекты, региональные проекты и набор муниципальных программ, работа с запросами горожан и с частными проектами. Индекс — это не панацея и не единственный инструмент, который спасёт всю Россию. Это инструмент, который оценивает качество городской среды, а не измеряет качество жизни во всей стране. Индекс решает только одну задачу: она связана с формированием качественной городской среды. Он не претендует на то, чтобы решать все проблемы города, это просто инструмент оценки, а не методичка «как всем жить в следующем году». Что делать чиновникам, когда индекс опубликован Индекс будет публиковаться каждый год осенью до 1 ноября. Затем региональные чиновники и главы муниципалитетов должны будут разработать комплексные муниципальные программы повышения качества городской среды. Диаграммы с баллами на странице каждого города показывают приоритетные направления работы. Если у города низкий балл по «Озеленённым пространствам», то нужно в первую очередь разобраться с парками и зеленью в городе. Если меньше всего баллов в диаграмме «Жильё», то нужно комплексно решить эту проблему. Здесь важно понимать: оценка устроена таким образом, что, улучшая только один индикатор, невозможно добиться каких-то значимых результатов. Например, если в городе выявлены большое количество ДТП, недостаток улиц с развитой пешеходной инфраструктурой и низкий процент озеленения, то становится очевидно, что улично-дорожная сеть в таком городе ориентирована на машины, а не на людей, как должно быть по международным принципам и стандартам развития городской среды. Что нужно сделать в таком случае: создать комплексную программу развития улиц в городе. Уже в рамках этой программы, работая со многими индикаторами, попутно можно решить проблему луж в городе, сделать ливневую канализацию, повысить освещённость улиц — так можно повлиять на количество ДТП в тёмное время суток на отдельных участках дороги.

Объясняем, зачем измерять качество городской среды
© Strelka Magazine