Сейчас мы наблюдаем очередной бум на рынке искусства. Произведения продаются на аукционах за огромные суммы. Например, рейтинг самых дорогих картин возглавляет «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Она была продана на открытом аукционе Christie’s за 450,3 млн долларов. Не случайно, говоря о работе арт-рынка, люди часто употребляют слово «спекуляция». Спекуляция представляет собой фантазию и расчёт. Фантазия, которую возбудит акция в инвесторе, определяет его отношение, интерес. Подобным образом зафиксирована разница, существующая между реальной стоимостью произведения искусства и её потенциалом. Это ещё раз доказывает, что в мире искусства бурлит культ хайпа. Роли в процессе монетизации искусства распределены довольно конкретно: художник создаёт произведение, галерист – продаёт, критик – делает востребованным, музей – восхваляет, а коллекционер – оплачивает. Ценообразование на рынке искусства не поддаётся никакой логике. Здесь элементарные экономические законы сходят на нет. Нарушается закон спроса и предложения, а из-за различия в системах оценок нарушается и закон равновесия. Притоку средств на этот рынок способствует оживление на бирже, бьющая через край прибыль с акций нередко инвестируется в предметы искусства. Подзаголовок: Как происходит «бум»? На арт рынке общественное внимание является основным условием возникновения финансовых пирамид. Динамика цен возникает только тогда, когда достаточное количество заинтересованных лиц (потребителей) мыслит в одном направлении. Роль СМИ в этом процессе тоже немаловажна. Они остаются центральным органом распространения идей, поддерживают культ определённых авторов или художественного направления. В экономических журналах мы видим рубрики об инвестициях в искусство, о событиях – произведениях, проданных на аукционах, а также о профессии арт-дилеров. Как показывает арт-индекс Мея-Мозеса – повышение стоимости произведений искусства за последние 50 лет в среднем на 10,5 % в год обманчиво. Цену на работы определённого автора формируют пиар-кампании, СМИ и слухи. Подзаголовок: Топ-3 самых крупных аукционных дома мира Christie’s -принято считать самым старым аукционный домом в мире. Именно Christie’s превратил торговлю антиквариатом в искусство. Самые крупные аукционы XVIII-XIX веков проходили в этом аукционном доме. На открытых торгах Christie’s были проданы такие знаменитые картины, как «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, являющийся на данный момент самой дорогой картиной в мире (450 млн долларов), «Алжирские женщины» Пабло Пикассо (179 млн долларов) и «Кувшинки в цвету» Клода Моне ( 84,69 млн долларов) «Спаситель мира» Леонардо да Винчи «Алжирские женщины» Пабло Пикассо «Кувшинки в цвету» Клод Моне Sotheby’s - первое время был одним из закрытых клубов, специализирующихся на продаже картин импрессионистов и модернистов. Сегодня офисы Sotheby’s расположены по всему миру, в том числе один из филиалов находится в Москве. В начале 2000-х данный аукционный дом стал одним из первых проводить торги в Интернете. На открытых аукционах Sotheby’s были проданы: «Авария серебристой машины. Двойная катастрофа» Энди Уорхола (105,4 млн долларов), «Мальчик с трубкой» (104,2 млн долларов) и «Дора Маар с кошкой» (продано за 95,2 млн долларов) Пабло Пикассо. «Авария серебристой машины. Двойная катастрофа» Энди Уорхол «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой» Пабло Пикассо Bonhams - сегодня он осуществляет торговлю в более 70 категориях, включая живопись, вина, ковры, раритетные автомобили и другое. В 2018 году на неделе «русских торгов» были проданы такие произведения русских художников «Труды Богоматери» Николая Рериха (12 млн долларов), «Христос и грешница» Василия Поленова (7 млн долларов). «Труды Богоматери» Николая Рериха «Христос и грешница» Василия Поленова Современный арт-рынок непредсказуем и крайне изменчив. Ранее прогнозы на 2019 год предполагали стагнацию и снижение спроса. Однако это оказалось не так. Произведения искусства продолжают рассматриваться в качестве инвестиций и средства продолжают поступать на арт-рынок. София Барышева

Цена «бесценного»
© Аргументы Недели