ФАС предлагает исключить саморегулирование в банкротных торгах

Электронные торговые площадки, аккредитованные при саморегулируемых организациях, могут быть лишены возможности выступать в качестве организаторов торгов по реализации имущества граждан, признанных банкротами. Такое положение Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба России намерены включить в поправки к закону «О банкротстве», обсуждаемые в настоящее время в Госдуме. Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития предлагают внести ряд изменений в федеральный закон 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, предлагается исключить норму о саморегулируемых организациях (СРО) электронных торговых площадок (ЭТП). В случае принятия поправок площадки-члены СРО могут лишиться права проводить торги по продаже имущества банкротов. Взамен упраздненных СРО планируется передать все банкротные торги на восемь ЭТП, отобранные ранее правительством РФ для размещения госзаказа. Таким образом восемь ЭТП должны будут взять на себя нагрузку, которая сейчас распределена по 48 операторам. По действующему законодательству, организацией торгов могут заниматься арбитражные управляющие или специализированные организации (юридические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций). Ряд ЭТП, занимающихся, в частности, проведением торгов по реализации имущества банкротов, являются членами соответствующих СРО и могут выступать в качестве организаторов торгов. В случае упразднения СРО восемь федеральных ЭТП станут единственными, кто будет работать с банкротными торгами. ФАС также предлагает ввести спецсчета для участников торгов и разрешить проводить торги по банкротному имуществу в виде англо-голландского аукциона в одну сессию. Напомним, что ранее президент РФ Владимир Путин неоднократно поддерживал идею СРО, отмечая важность развития реализуемых механизмов саморегулирования и хорошие темпы их наращивания. В пользу работы СРО высказался и статс-секретарь — замминистра экономического развития РФ Савва Шипов. «СРО — как раз тот самый инструмент, который позволяет государству уйти от каких-то функций, передать их на уровень СРО. Таким образом, у нас целевая задача — повысить эффективность того, как работают эти организации», — отметил Савва Шипов в начале декабря в ходе заседания Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Участники рынка негативно отреагировали на инициативу ФАС. По мнению экспертов, из-за предполагаемых нововведений вырастут тарифы для участников торгов, физлица перестанут покупать имущество банкротов, а случаев мошенничества на торгах станет больше. «Я нигде не видел обоснование того, что упразднение СРО и размещение торгов на федеральных ЭТП принесет положительные результаты для рынка: сокращение сроков проведения торгов, повышение их эффективности, повышение цены продаж, — говорит Игорь Липкин, исполнительный директор СРО «Союз операторов электронных площадок». — По сути, от этих поправок нет пользы ни должнику, ни кредиторам. Более того, довольно сложно обосновать гипотетическую выгоду от инициативы ФАС». По его словам, нет и аналитики, подтверждающей, что результаты работы восьми федеральных ЭТП лучше, чем у 48 работающих по банкротству. Тем более, что все три СРО недавно проходили проверку регулятора. «Лично у нас было всего три жалобы, по которым приходилось давать предписание площадкам внести изменения в документацию. И это не были нарушения законодательства, просто законодательство не все вопросы регулирует. Я думаю, так же обстоят дела в двух других СРО, работающих на рынке», — подчеркнул Игорь Липкин. Кроме того, все 48 ЭТП проходили комиссию Минэкономразвития, которая определяла допуск к участию в торгах. Так что возникает закономерный вопрос без ответа — для чего и в чьих интересах планируются эти изменения? Только три ЭТП из восьми отобранных имеют программные модули для проведения торгов по банкротству, имеют соответствующий опыт и проводят такие торги, отмечает председатель совета директоров «Объединенной торговой площадки» (ОТП) Дмитрий Чибисов. «Кроме того, деньги в банкротных процедурах появляются только по факту реализации имущества, а это может длиться и несколько месяцев, и год, — рассказывает эксперт. — Площадки, которые сейчас ведут торги по банкротству, аккредитованы при соответствующих СРО арбитражных управляющих. Сложилась целая экосистема, где торги часто проводятся в кредит, так как оплачивать услуги операторов сразу крайне проблематично». Монополизация рынка, где из восьми площадок только 3-4 будут заниматься банкротными торгами, приведет к росту тарифов для участников, полагают участники рынка. Площадки, работающие по банкротным торгам сейчас, предлагают тарифы с фиксированной суммой. Оплатив эту сумму, арбитражный управляющий может проводить любое количество торгов. «Вряд ли отобранные для госзаказа площадки смогут предоставить такие условия, — отмечает Дмитрий Чибисов. — Удивляет инициатива ФАС, вступающая в прямое противоречие с целями и задачами закона о защите конкуренции: операторов торгов по банкротству слишком много, их тяжело контролировать, надо сократить их число до минимального. Однако у ФАС есть набор инструментов для контроля деятельности операторов, вплоть до дисквалификации». Рынок, безусловно, нуждается в строгом регулировании и контроле, но это точно не повод уничтожать всю отрасль целиком. Участники рынка вложили значительные ресурсы в создание и поддержку инфраструктуры, уничтожение отрасли приведет к тому, что тысячи людей потеряют работу. При этом, если предлагаемые изменения будут внесены, система не станет функционировать лучше, а количество нарушений может многократно возрасти, полагает Дмитрий Чибисов. С ним согласен директор Российского союза СРО и арбитражных управляющих Кирилл Ноготков. «Закон о банкротстве в текущем виде хорошо зарекомендовал себя за годы правоприменения, а к работающим с банкротными торгами площадкам нет нареканий, — говорит Ноготков. — Перевод торгов на восемь федеральных площадок приведет к монополизации, что в конечном итоге скажется на тарифах. Федеральным ЭТП не особенно интересны малоприбыльные, по большей части банкротные торги, так что они будут повышать тарифы». Тарифы, по его оценкам, могут составить и фиксированную сумму до пятидесяти тысяч, и процент от суммы сделки в случае с дорогим имуществом. Эксперт сомневается, что федеральным ЭТП будет интересно реализовывать, например, подержанные машины и мебель в регионах. По его мнению, подобные торги в итоге лягут на арбитражных управляющих. В нынешней же ситуации площадки конкурируют между собой за арбитражных управляющих, что поддерживает оптимальные тарифы и уровень сервиса. Генеральный директор ЭТП «Аукционы Сибири» Сергей Витковский также считает, что законопроект ФАС приведет к быстрому и многократному снижению конкуренции на рынке. «ЭТП, работающие сейчас в банкротстве, выращивались с 2010 года, — отмечает Сергей Витковский. — За это время они получили огромный опыт, научились выстраивать отношения с арбитражными управляющими и другими профессиональными участниками рынка. Соответственно, бессмысленно сравнивать уровень удобства, профессионализма и удовлетворения клиентов от уровня сервисов и цен ныне действующих ЭТП с тем, что могут дать рынку федеральные ЭТП, не имеющие опыта в банкротных торгах». По мнению Витковского, любая монополизация рынка ведет только к росту цен и снижению качества работы. Если сейчас все торги будут переведены на федеральные ЭТП, это приведет к тому, что удобные сервисы на имеющихся площадках будут недоступны для рынка. «Если бы федеральные ЭТП имели желание работать на банкротном рынке, они давно подали бы заявки в ныне действующие СРО электронных площадок, работающих по банкротству. Насколько я знаю, никто из них заявки не подавал. И это уже о многом говорит», — подчеркивает Витковский. ФАС предлагает обязать всех участников банкротных торгов открывать специальные счета в уполномоченных банках. Это распространяется и на участников из числа физических лиц. «В банкротстве продается много имущества, стоимость которого минимальна, — рассказывает Дмитрий Чибисов. — Введение спецсчетов отсечет большинство физлиц, которые купили бы это имущество. Физлица — большой пласт участников банкротных торгов. Мало кто из них станет открывать специальный счет для участия в торгах, который к тому же будет платным. Введение спецсчетов приведет к тому, что недорогое имущество либо будет списано, либо реализовано за копейки в виде объединенных лотов из тысячи позиций». Кирилл Ноготков также ожидает сокращения числа покупателей банкротного имущества из-за введения спецсчетов. «Сейчас число покупателей с каждым годом растет. Так, в 2018 году было около 100 тысяч участников торгов, а годом ранее — в полтора раза меньше. После введения обязательного использования спецсчетов многих участников мы потеряем», — резюмирует Ноготков. Изначальная цель поправок в закон предполагалась полезная — ускорить процедуру реализации имущества в банкротстве. Но имущество разное, и способы проведения торгов должны быть разные. Есть недвижимость, где срок экспозиции год-два, его целесообразно продавать по длинной схеме. Если речь о мебели, которую дороже хранить, чем продавать, логично сразу перейти к публичному предложению. Существующий закон о банкротстве функционирует вполне корректно, считают опрошенные «Лентой.ру» участники рынка. Его можно дополнить двумя пунктами: в случае с малоценным имуществом разрешить проводить процедуру публичного предложения с открытой формой ценовых предложений. Второй пункт — необходимо разрешить кредиторам самостоятельно определять способ реализации имущества должника. Это полностью решило бы проблему ускорения продажи имущества банкротов. «ФАС направляла письма премьер-министру Дмитрию Медведеву, жалуясь на то, что банкротные торги проходят на площадках-однодневках с массой нарушений. Этот факт не соответствует действительности, даже сама ФАС не раскрывает в приложениях к письмам конкретные примеры нарушений, — говорит Дмитрий Чибисов. — Мы проводили аналитику по открытой базе данных решений ФАС. Более 90 процентов жалоб связаны с закупочными процедурами. Решений по банкротству — около одного процента. Если анализировать открытую картотеку арбитражных дел, у ЭТП "Сбербанк-АСТ" в два раза больше судебных дел, где она выступает в качестве ответчика, чем у вместе взятых 48 площадок, работающих в банкротстве. Видя все движения по законопроекту, у участников рынка складывается впечатление, что одна из федеральных ЭТП, используя лоббистский ресурс, пытается продвинуть свои интересы и завладеть рынком торгов банкротным имуществом», — резюмирует Дмитрий Чибисов. Одна из федеральных ЭТП, опрошенная «Лентой.ру», оптимистично оценивает перспективы внедрения инициативы ФАС для своего бизнеса. «ЗАО "Сбербанк-АСТ" уже является одной из площадок, на которой проводятся торги в рамках реализации имущества банкротов», — говорит генеральный директор компании Николай Андреев. «Принятие закона потребует доработок со стороны программно-аппаратного комплекса, но это, учитывая опыт "Сбербанк-АСТ", будет сделано в кратчайшие сроки», — говорит он. По его словам, электронная торговая площадка компании обеспечивает своих клиентов такими сервисами как кредитование заявки, предоставление банковской гарантии, обучение, консультации, помощь в организации торгов. Все эти сервисы могут быть реализованы и для торгов по банкротству.

ФАС предлагает исключить саморегулирование в банкротных торгах
© Lenta.ru