Минпромторг предложил снизить цели по доле отечественных лекарств
Минпромторг предложил снизить плановые показатели государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», следует из проекта постановления правительства, размещенного на портале проектов нормативных правовых актов. В частности, министерство предлагает снизить показатель по доле лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении к 2020 году с 50% до 32,9%, а к 2024 году – с 53% до 36,4%. Показатель по доле медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении Минпромторг предлагает снизить к 2020 году с 40% до 25%, к 2024 году – с 43% до 30%, говорится в документе. При этом цель по объему экспорта лекарственных средств может быть снижена в 2020 году с 75 до 57,5 млрд руб., а в 2024 году повышена со 110 до 163,1 млрд руб. Цель по объему экспорта медицинских изделий предлагается снизить к 2020 году с 38 до 9,7 млрд руб., к 2024 году – с 46 до 18,4 млрд руб., следует из проекта Минпромторга. В пояснительной записке отмечается, что уточнение плановых значений индикаторов обусловлено отклонением фактических значений показателей от плановых, по итогам оценки достижения показателей за 2018 год плановые значения указанных выше показателей были достигнуты не в полном объеме. «Отчасти сдерживающими факторами для достижения показателя являются длительные фактические сроки регистрации и вывода на рынок новых медицинских изделий и лекарственных средств, а также сохраняющаяся тенденция государственной системы здравоохранения приобретать дорогостоящую импортную продукцию», – подчеркнули в министерстве. Не динамику целевых показателей госпрограммы влияют также введенные в отношении России санкции. Кроме того, снижаются финансово-экономические возможности российских производителей медицинских изделий и лекарств по продвижению своей продукции на зарубежные рынки, а также отсутствие индустриальных партнеров, заинтересованных в дальнейших исследованиях и коммерциализации разработанной продукции. В Минпромторге уточнили, что недостижение запланированных значений показателя по доле лекарств отечественного производства в общем объеме потребления связано с увеличением стоимости лекарственных препаратов зарубежного производства и более низкой ценой отечественных лекарственных препаратов. «Кроме того, длительность клинических исследований, задержки в процедуре государственной регистрации лекарственных препаратов приводят к увеличению срока их вывода на рынок. Также сдерживающим фактором является регулирование цен со стороны государства на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные препараты и снижение стоимости лекарственных препаратов в рамках конкурсных процедур по государственным закупкам для системы здравоохранения», – рассказали в министерстве. Недостижение плана по доле отечественных медизделий связано с существенным падением курса рубля по отношению к мировым валютам, увеличением стоимости медицинских изделий зарубежного производства. «Цены на импортируемые медицинские изделия росли существенно быстрее, чем цены на медицинские изделия, производимые на территории России. Этот фактор, даже при сохранении структуры потребления в натуральном выражении ... приводит к формальному росту доли импортной продукции в денежном выражении», – говорится в пояснительной записке. Кризисные явления 2014-2015 годов в экономике России спровоцировали существенный рост процентных ставок по кредитам и ужесточение политики банков по выдаче кредитов, что явилось фактором, сдерживающим развитие предприятий. По мнению Минпромторга, невостребованность российских медицинских изделий – аналогов импортируемой продукции в условиях децентрализованной системы закупок для нужд государственной системы здравоохранения и длительная процедура государственной регистрации медизделий отечественного производства препятствуют снятию зависимости от импортных поставок и достижению целевых значений указанного показателя. В пояснительной записке уточняется, что плановые значения показателей госпрограммы уточнены на основании мониторинга реализации госпрограммы за предыдущие годы, с учетом бюджетного прогноза, общеэкономической ситуации, проводимой работы по обновлению Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года, а также с учетом перераспределения бюджетных ассигнований согласно законопроекту «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».