Белоруссия заявила о потребности «Дружбы» в ремонте

Белоруссия анонсировала ограничения поставок нефти в Европу через нефтепровод «Дружба» ввиду частичного закрытия последнего на ремонт. В компании «Гомельтранснефть Дружба», которая является оператором проходящего по территории республики участка магистрали, сообщили, что ремонтные работы будут проводиться каждый месяц. Они будут вестись на участке «Мозырь-Брест-3». На время ремонта транзит будет частично прекращаться. Первый этап работ был начат 14 января и должен завершиться 17 января. В этот период поставки нефти в Польшу будут выполняться на 50% от мощности магистрали, или по 70 тыс. тонн в сутки. Транзит нефти в другие государства – Германию, Словакию, Чехию и Венгрию, на время январского ремонта будет осуществляться без сбоев. Замглавы «Гомельтранснефти Дружба» Андрей Вериго утверждает, что транзитные планы на январь, невзирая на приостановку нефтепровода, будут выполнены. А в российской «Транснефти» указывают, что о предстоящих ремонтах белорусская сторона проинформировала заблаговременно. Аналитик «KPMG» Антон Усов в беседе с «КоммерсантЪ» предположил, что под предлогом ремонта магистрали Белоруссия надеется выторговать дополнительные бонусы на переговорах о стоимости перекачки нефти. По ранее согласованной сторонами методике, с февраля тариф должен вырасти на 3%, однако Минск требует увеличить расценки сразу на 16,6%, что позволит Белоруссии компенсировать прошлогодние потери, вызванные простоем «Дружбы» после попадания загрязненной нефти. Эксперт «Fitch» Дмитрий Маринченко также считает, что, манипулируя вопросом ремонтов, а также ведя переговоры с другими государствами, заинтересованными в транзите нефти по «Дружбе», Белоруссия рассчитывает вынудить Россию пойти на уступки. Если же этого не произойдет, российские нефтяники вынуждены будут часть топлива отправлять на экспорт через порты. Но спустя некоторое время Москва все же согласится продавать нефть Минску с дополнительным дисконтом. В целом позиция Белоруссии пагубно сказывается на экономической интеграции с РФ, и способна отрицательно сказаться на имидже России как экспортера нефти, который уже пострадал после прошлогоднего загрязнения «Дружбы».