Ещё
Украина рано радуется поставкам газа из Польши
Украина рано радуется поставкам газа из Польши
Рынки
Греф дал валютный совет россиянам
Греф дал валютный совет россиянам
Личный счет
Белоруссия получила норвежскую нефть
Белоруссия получила норвежскую нефть
Рынки
В России сократился выпуск сигарет
В России сократился выпуск сигарет
Компании

Налоговый маневр рассорил Минск с Москвой и угрожает «Дружбе» 

Налоговый маневр рассорил Минск с Москвой и угрожает «Дружбе»
Фото: Прайм
МОСКВА, 17 янв — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. С 1 января 2020 года российские нефтяные компании прекратили поставки нефти на белорусские НПЗ, поскольку Минск отказывается платить премию к цене поставляемой нефти. Удорожание нефти произошло из-за налогового маневра, что ведет к значительному снижению рентабельности переработки нефти на НПЗ Белоруссии. Белорусский президент грозится повысить тарифы на транзит российской нефти и найти альтернативных поставщиков.
НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР ВСЕМУ ВИНОЙ
По данным государственного концерна «Белнефтехим», в этом году белорусские НПЗ должны платить 83% от стоимости российской нефти, реализуемой в Европе. Российским поставщикам поставки в Белоруссию выгодны, поскольку они получают премию — надбавку к расчетной цене при экспорте по другим направлениям — в размере $10/т. Вице-премьер правительства Белоруссии Дмитрий Крутой заявил об отказе платить премию российским нефтяникам и сообщил, что белорусские НПЗ могут получать сырье из других стран: Польши, Украины, Литвы, Латвии, Азербайджана и Казахстана. По словам белорусского вице-премьера, всем потенциальным поставщикам были разосланы соответствующие коммерческие предложения.
Переработка нефти является непрерывным технологическим процессом, поэтому с целью недопущения остановки производства «Белоруснефть» приостановила экспорт своей нефти и направила ее на белорусские НПЗ. Всю нефть собственной добычи Минск продавал за рубежом, а на белорусские заводы поставлялась дешевая российская нефть. Это было выгодно, ведь Россия и Белоруссия образуют «союзное государство», поэтому поставки российской нефти на белорусские НПЗ экспортной пошлиной не облагаются.
Однако в 2015 году в России начался налоговый маневр, который предполагает поэтапное снижение экспортной пошлины и повышение НДПИ. Сырье для белорусских НПЗ, как и для российских, стало дорожать. В 2019 году маневр вступил в окончательную стадию. В результате экспортная пошлина на нефть должна поэтапно снизиться с 30% до нуля в течение шести лет, а НДПИ — повыситься, но в течение трех лет. Налоговый маневр был неоднозначно воспринят нефтяниками и до сих пор подвергается жесткой критике. Для смягчения негативных последствий налогового маневра в России предусмотрена система компенсации: обратный акциз и демпферный механизм. Белоруссия компенсировать подорожание для своих НПЗ не может, поэтому реакция на подорожание российской нефти с 1 января 2020 год была крайне негативной.
Ранее Москва позволяла Минску часть поставляемой нефти «перетаможить» и отправить на экспорт, чтобы компенсировать потери от налогового маневра. Однако было принято решение от подобной практики отказаться. В конце прошлого года белорусская сторона оценила потери от налогового маневра в 2020 году в $400 млн Представители предлагают белорусской стороне самостоятельно договариваться о цене и об объемах поставок с российскими нефтяными компаниями. 4 января разовые поставки российской нефти в Белоруссию возобновились. Поставлять нефть на белорусские НПЗ без премии пока согласилась группа «Сафмар», подконтрольная . В Минске надеются, что в январе белорусские НПЗ смогут получить 650 тысяч тонн нефти.
В качестве ответной меры Лукашенко пригрозил сократить транзит российской нефти через Белоруссию, предложив использовать две нитки трубопровода «Дружба» для поставок нефти из Польши в Белоруссию в реверсном режиме.
Российская не испугалась шантажа. Глава компании заявил, что у нее есть возможность перенаправить в российские порты экспортные потоки, идущие через Белоруссию. По «Дружбе» российская нефть поступает в Германию, Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию. Объем поставок составляет около 50 млн тонн в год. В 2019 году экспорт сократился до 42,3 млн тонн из-за попадания в «Дружбу» загрязненной хлорорганическими соединениями нефти, что привело к временному прекращению транзита. Несмотря на сложные отношения между двумя частями «союзного государства», «Транснефть» уверена, что экспорт по «Дружбе» в 2020 году восстановится в полном объеме.
Для компенсации потерь из-за поставок «дорогого» российского сырья Минск намерен резко повысить ставки на транзит российской нефти через Белоруссию.
БАТЬКА В ПОИСКАХ «ЧЕРНОГО ЗОЛОТА»
"Все коммерческие службы наших заводов, «Белорусской нефтяной компании» находятся на переговорах практически в ежедневном режиме", — заявил Крутой в эфире белорусского телевидения после совещания с президентом .
Из всех стран, перечисленных в качестве потенциальных поставщиков нефти на белорусские НПЗ, собственными ресурсами обладают только Азербайджан и Казахстан. Польша, Украина, Литва и Латвия добывают нефть в минимальных объемах или не добывают вовсе, но могут обеспечить транзит сырья, поступающего из других стран.
Во время предыдущего «энергетического кризиса» между Москвой и Минском в 2016 году Белоруссия закупила партию азербайджанской нефти в грузинском порту Супса, которая танкером была перевезена в Одессу, откуда по железной дороге доставлена на Мозырьский НПЗ. Объем партии составил всего 84,7 тысяч тонн.
Одесский порт также использовался для транзита нероссийской нефти в Белоруссию в 2010-2011 годах — до введения налогового маневра. По данным из белорусских источников, в этот период объем транзита составил 1,455 млн т. Нефть поступала из Венесуэлы и Азербайджана. При этом 156 тысяч тонн азербайджанской нефти были поставлены по сложной схеме замещения, которую «Белорусской нефтяной компании» удалось согласовать с азербайджанской SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) и венесуэльской PDVSA.
Лукашенко также неоднократно говорил, что ведет переговоры о покупке дешевой нефти с Ираном, «который просто мечется в поисках для поставки нефти и готов нам снизить цену». Для поставок в Белоруссию через Украину использовался даже трубопровод Одесса — Броды, построенный еще при  для доставки каспийской нефти в Европу в обход России. Однако эксплуатация этого трубопровода оказалась экономически нецелесообразной, и с 2011 года он простаивает. Все попытки Киева использовать его по назначению оказались безрезультатны.
Транзит через Украину является наиболее реальным маршрутом для альтернативных поставок нефти в Белоруссию, несмотря на значительные транспортные и логистические издержки — гораздо больше, чем $10/т.
Сейчас Венесуэла и Иран находятся под американскими санкциями, что привело к падению добычи в обеих странах. Кроме того, ни одна международная компания не станет обеспечивать перевалку и транзит венесуэльской и иранской нефти вопреки воле Вашингтона.
Добыча нефти в Азербайджане падает по другим причинам. Максимальный уровень был достигнут в 2010 году, когда добыча превысила 50 млн тонн. В 2019 в стране было добыто 37,75 млн тонн нефти и газового конденсата. Из этого объема на долю SOCAR приходится 7,7 млн тонн. Азербайджанская компания должна обеспечивать внутренние потребности, которые достигают 5 млн тонн в год. SOCAR также обязалась поставлять нефть Украине в объеме минимум 1,3 млн тонн в год с перспективой увеличения до 1,9 млн тонн в год. Свободных ресурсов почти не остается. Не случайно официальный представитель компании Ибрагим Ахметов заявил, что в Белоруссию может поставляться не только азербайджанская нефть сорта Azeri Light, но сырье из других стран. SOCAR станет посредником или оператором поставок. Такая нефть в прямом смысле слова окажется золотой, а продукция белорусских НПЗ — неконкурентоспособной в соседних странах, прежде всего, на Украине.
Значительными ресурсами обладает Казахстан, где в прошлом году было добыто более 90 млн тонн жидких углеводородов. Почти вся казахстанская нефть экспортируется через территорию России и теоретически может поставляться в Белоруссию. Однако никто не намерен продавать нефть себе в убыток, поэтому белорусским партнерам следует ориентироваться на цены в порту Усть-Луга на побережье Финского залива. Казахстанская нефть в Усть-Луге стоит значительно дороже, чем российская в Белоруссии.
БОЙТЕСЬ ПРИБАЛТОВ, ОБЕЩАНИЯ ДАЮЩИХ
PERN — польский оператор нефтепровода «Дружба» — на предложение Минска поставлять нефть в Белоруссию почти сразу ответил отказом. Прокачивать нефть по «Дружбе» в реверсном режиме на белорусские НПЗ и одновременно обеспечивать бесперебойное снабжение польских НПЗ технически невозможно.
Однако в Латвии и Литве заинтересовались предложением Минска. В тот день, когда и.о. вице-премьера РФ  вел переговоры с белорусским вице-премьером об условиях поставок российской нефти, Лукашенко встретился с премьер-министром Латвии Кришьянисом Кариньшом. После встречи Кариньш сообщил, что Латвия заинтересована в поставках нефти в Белоруссию через свои порты. Этот вопрос будет предметно обсуждаться во время визита белорусской делегации в Ригу, которая состоится в ближайшее время.
Литва также выразила готовность оказать помощь и обеспечить поставки нефти на белорусские НПЗ в случае экономической целесообразности. Вильнюс готов даже закрыть глаза на острые противоречия между двумя странами из-за Островецкой АЭС, которую строит для Белоруссии . После запуска в эксплуатацию АЭС обеспечит потребности населения и промышленности Белоруссии в дешевой электроэнергии на годы вперед. Более того, появится возможность экспортировать электроэнергию в соседние страны, что вызывает крайнее недовольство в Вильнюсе.
Латвия и Литва предлагают обеспечить перевалку нефти в своих портах для ее дальнейшего транзита в Белоруссию железнодорожным транспортом. Железная дорога является самым дорогим способом транспортировки углеводородного сырья, но может обеспечить загрузку латвийских и литовских портов, грузооборот которых резко снизился в последние годы. Грузопоток из России — прежде всего нефть и нефтепродукты — сейчас идет в обход сопредельных государств, через новые российские порты, построенные на Балтике.
В советские времена для экспорта нефти и обеспечения сырьем литовского НПЗ в Мажейкяе были построены трубопроводы — ответвления от «Дружбы». Однако из-за антироссийской позиции властей Латвии и Литвы в Москве было принято решение отказаться от поставок нефти в направлении этих прибалтийских стран. Нефтяная труба на латвийский Вентспилс, крупнейший нефтеналивной терминал на Балтике во времена СССР, высохла в 2003 году, а на Мажейкяй — в 2006. С тех пор оба трубопровода не использовались. После проведения ремонтных работ их можно использовать в реверсном режиме для поставок нефти в Белоруссию, но для этого требуются серьезные инвестиции, на что не согласны ни Латвия, ни Литва. Может быть, их предоставит Брюссель?
На момент написания статьи информации о результатах переговоров между Козаком и Ляшенко не поступало.
Видео дня. Составлен рейтинг самых коррумпированных стран мира
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео