«К нам прилетел черный лебедь». Южноуральские бизнесмены приготовились к новой волне кризиса

Среди тех, кто, очевидно, выиграет от курса рубля, называют экспортоориентированные компании. В основном предприятия Челябинской области поставляют за рубеж продукцию машиностроения, металлы, минеральные удобрения, химические товары и товары народного потребления. Однако нельзя сказать, что экспортоориентированные компании исключительно в выигрыше. Крупнейшие экспортеры региона являются еще и крупнейшими импортерами. «Для тех, кто пережил кризис 16-го года, когда доллар по 86 был, ситуация неудивительна. Доллар еще не так дорого стоит, курс рубля может опуститься еще ниже. Но тем людям, у кого фиксированный доход в рублях, смысла переживать нет. Им не позавидуешь, потому что покупательная способность будет снижаться. Хорошо экспортерам, если у них каким-то чудом не будет снижаться объем продаж, потому что их товар более конкурентоспособен, и при этом рублевая выручка будет больше при прочих равных», – считает директор ГК «Индустрия» Максим Климентьев. Но таких экспортеров не так много, говорит Климентьев. При этом импортерам придется хуже всего, потому что их товары стали еще дороже в рублях. Предприниматели, закупающие товары за рубежом, действительно настроены пессимистично. Хотя и видят в этом возможность для организации собственного производства. «Конечно, это (обвал рубля. – Прим. ред.) отразится негативно – не только на южноуральских предпринимателях, но и на всей России. Но мы уже привыкли к таким ситуациям. У многих бизнес из 90-х, и уже адаптировались. Если говорить обо мне, то у меня половина товара куплена за доллары – детские игрушки. Мы все в ожидании того, чтобы ситуация стабилизировалась. Понятно, что будет тяжелый апрель, может, «мертвое» лето, но потом все равно наступит осень, рынки оживут», – считает владелец сети гипермаркетов детских товаров Олег Витковский. Как прогнозирует Витковский, рост валюты и издержки, с ним связанные, будут заложены в стоимость товара. Соответственно, упадет покупательский спрос. По словам руководителя отдела экспорта комитета по внешнеэкономической деятельности челябинского отделения «Опоры России» Павла Золотова, этот кризис отличается тем, что в нем сочетается сразу несколько факторов: снижение потребления из-за распространения коронавируса, нарастающее недоверие населения к власти и стран друг к другу, санкции и увеличивающееся эмоциональное напряжение у людей. «Я думаю, что этот кризис тяжелее, чем прошлый, и сколько он продлится, сложно говорить. Скажу лишь одно: многие пишут, что к нам прилетел «черный лебедь» – то событие, которое никто не может предсказать», – говорит Павел Золотов. Как отмечает эксперт, сейчас наиболее выгодно складывается ситуация для экспортеров. Однако проблема в том, что в основном страна экспортирует сырье, а не продукты с добавленной стоимостью «Проще говоря, мы бы заработали больше, если бы продавали не просто кукурузу, а кукурузные хлопья или батончики для здорового питания», – поясняет Золотов. Чтобы воспользоваться шансом, предприниматель рекомендует кооперироваться с другими компаниями по отраслевому признаку. «Нужно объединять усилия, создавая продукцию с высокой добавленной стоимостью. У каких-то предприятий в одном направлении больше компетенций, у каких-то – в другом. Объединяя усилия, бизнес может развиваться и экспортировать», – отмечает Золотов. Олег Витковский также считает, что сейчас снова наступило время для того, чтобы наладить экспорт. При этом лучше кооперироваться, чтобы упростить выход на внешние рынки. «Любой кризис показывает, что производить продукцию в России выгодно. Бизнесом заниматься сложно, но производить – выгодно. Для тебя открывается широкий мировой рынок. Ты делаешь то, что когда-то сам покупал за границей. Я снова призываю заниматься импортозамещением. Надо стараться производить продукцию на месте, меньше зависеть от колебания доллара и закладывать большую рентабельность», – говорит Витковский. Предприниматель приводит в пример производство детских игрушек в России – за рубеж игрушки продаются совсем по другой цене. «Есть, конечно, хлопоты, как вывести товар на рынок, но потом они с лихвой окупаются, – убежден Олег Витковский. – Нужно только грамотно это делать и объединять компетенции: кто-то занимается финансами, кто-то – продвижением товара на рынках, кто-то – логистикой. Жизнь дает очередной шанс выйти на экспорт». Впрочем, не добавляют оптимизма прогнозы южноуральских промышленников. Ранее председатель совета директоров ММК Виктор Рашников рассказал о сложностях на рынке. «Существуют негативные тенденции, сдерживающие инвестиционные процессы в регионе. По причине санкционного давления сокращается экспорт продукции в металлургии, конъюнктура на рынке черной металлургии меняется не в лучшую сторону, отмечается волатильность цен на цветные металлы», – рассказал Виктор Рашников. Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что этот кризис будет более затяжным, и бизнесу стоит быть готовым к этому. Инфографика: ФедералПресс/Елена Майорова Фото:fas.gov.ru.jpg

«К нам прилетел черный лебедь». Южноуральские бизнесмены приготовились к новой волне кризиса
© РИА "ФедералПресс"