«Мы не знаем, что будет завтра». Приморский бизнес завис на пороге кризиса

Для многих компаний затяжной коронавирусный карантин уже становится смертельным. А кто смог подстроиться, будет отправлен в нокаут девальвацией рубля. Разгром на российском фондовом рынке, который случился на прошлой неделе, войдет в историю отечественных биржевых торгов. За три дня, с 10 по 12 марта, индекс РТС рухнул на 23,17% и по итогам сессии в четверг обновил минимум с 2016 г. — 966 пунктов. Отвесное падение, в результате которого 50 крупнейших российских компаний суммарно подешевели на 44 млрд долларов, или 3,3 трлн руб., стало рекордным с августа 1998 г. В XXI веке РТС ни разу не завершал неделю снижением такого масштаба. Потери по итогам любой недели декабря-2014 не превышали 12,05%. В ходе кризиса-2008 худшей для рынка стала неделя с 5 по 12 октября, когда индекс рухнул на 21,12%. Быстрее, чем сейчас, — на 29,56% за неделю — РТС падал в период с 16 по 20 августа 1998г., когда Россия объявила дефолт. На фоне новой волны распродаж, накрывшей фьючерсы на нефть и фондовые рынки от Азии до Европы, стремительно дешевел и рубль. Пережитые ранее кризисы не вызывали такой безнадеги, как этот. В 2008 г. и 2014 г. люди крепились, постепенно адаптировались. Сейчас совсем другая история. Потому что все это идет на фоне коронавируса и закрытия границ. Марина Соколова, кандидат экономических наук, член Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов, директор приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС): «Всем ясно, что происходит далее: рост расходов на оплату импортных товаров и услуг (которые составляют порядка 50–60% в объеме товарооборота потребительского рынка); рост цен в экономике; соответственно, при неизменном уровне ежемесячных доходов — снижение объема сбережений, если таковой у кого-то был в наличии. Цепочка понятна. Главный вопрос сейчас — ее количественное воплощение. Поскольку в экономической системе города, края, округа, страны все находится во взаимодействии, то средний уровень цен по экономике не может взлететь запредельно: он просто не будет обеспечен доходами граждан, поэтому остановится на некоем «оптимальном» уровне». Это не «равновесная цена», о которой любят говорить сторонники либеральной экономики, а именно оптимальная, на которую соглашаются покупатели и производственные/торговые предприятия, понимая, что жить надо всем». В приморском бизнес-сообществе царит адский оптимизм. Стерпеть в условиях высокой кредитной нагрузки и схлопывающегося спроса смогут немногие. Под прицелом малые и средние предприятия. «Экономика несется с дребезгом вниз, налоги зато, как олимпийские чемпионы, покоряют все новые и новые вершины. Куда уж дальше? Еще пара потрясений, и будет совсем «весело», — поделился Максим Голишев, генеральный директор ГК «Зеленый остров». Падение рубля, конечно, не может моментально повлиять на рынок: есть еще старые запасы. Но Россия ведь практически ничего сама не производит — доля импорта огромная. Поэтому стоимость товаров через какое-то время просто умножится на курс доллара. Максим Голишев: «Уже 10 лет российская экономика не растет. Минимум стоит. А если мировая экономика растет, значит, мы падаем. Это, безусловно, сказывается на потребительской способности покупателей. В лучшем случае покупатель смещается в низкоценовые сегменты. Казалось бы, уже некуда смещаться, но придется… В нашей компании мы, например, прогнозируем как минимум стагнацию на три и более года — и это еще самый лучший вариант». Марина Губарева, генеральный директор ООО «ДВ Арт-Трейд»: «Мы как раз планировали в ближайшие дни осуществить оплату за выпуск новой коллекции фабрике из Китая. Отсрочить оплату, чтобы выждать возможное снижение курса доллара, мы уже не можем, ведь задержится выпуск коллекции. Придется производить оплату по текущему курсу. Разумеется, это не может не сказываться на себестоимости. Продукция в конечном итоге будет стоить дороже, чем мы планировали. Рубль, к сожалению, по-прежнему очень зависим от внешних факторов — на этот раз отголоски коронавируса. Очевидно, что экономическая политика в стране оставляет желать лучшего, если у нашей национальной валюты так и не появилось более твердой опоры, чем цены не нефть». Антон Булух, исполнительный директор магазина Lonna Mag: «Мы напрямую зависим от курса, неважно, откуда поставляется товар. В России ничего не шьется — заказываем из Кыргызстана, Турции, Китая. Сейчас Китай только начал работать, а Европа, наоборот, перестала. Плюс ко всему из-за пандемии коронавируса туристов в Приморье нет. Они составляют немалую долю всех продаж. Поэтому, конечно, эпидемиологическая ситуация на нашей работе сказывается плохо. Поставки из КНР были временно прекращены. Сейчас они возобновляются, однако таможня работает нерасторопно». Хуже всех сегодня общепиту и туротрасли. Представители этого сектора экономики прямо заявляют: если ситуация не стабилизируется за 3–4 месяца, то все увидят массовое закрытие заведений ресторанной сферы, гостиничных комплексов и фирм, специализирующихся на приеме туристов. Павел Куксов, ресторатор: «Этот год то и дело бросает нам новые вызовы — в деловом и инвестиционном климате региона, да и всей страны произошло много изменений. В первую очередь, нас подкосил коронавирус. Из-за приостановления сообщения с Китаем в январе и Южной Кореей в марте в ресторанной отрасли, в HoReCa уже произошел большой спад. Страдают местные предприниматели, развивающие все смежные отрасли, от транспортных услуг до отельного бизнеса. Обрушение рубля — это новое испытание. Пока, конечно, глобальных последствий нет. Но уже понятно, что будет удорожание импорта. Так или иначе, часть продуктов закупается за границей, поскольку мы просто не можем полностью работать на российском сырье. К примеру, в итальянские кафе поступает мука из Италии, в японские рестораны приходят японские специи и овощи, которые просто не выращивают в России. Есть заведения европейской кухни, где мы не можем использовать исключительно отечественные продукты, — как итальянское вино, например. Поэтому падение рубля, конечно, скажется на ценах, повысит стоимость на импорт на 30%. Это произойдет не в сию секунду, потому что есть запасы. Но новые поставки будут дороже — повысится себестоимость. Кроме того, идет общий спад потребительской способности — туристов не стало, доходы местного населения падают. В целом ситуация для ресторанной сферы, конечно, тяжелая». Не лучше ситуация в логистической сфере. Из-за последствий пандемии коронавируса и обвала курса рубля многие компании уходят с рынка. А из-за страха заражения западные партнеры требуют сертификат о санитарной обработке товаров, прибывших из Китая. Документа, которого нет в природе. Так что 2014-й многим транспортникам кажется просто сказкой. Николай Токуренов, генеральный директор ГК «Байкал»: «Сейчас работают те, у кого есть товарные запасы. Впереди неопределенность — понятно только, что курс валют либо останется таким же высоким, либо станет еще выше. Соответственно, осуществлять закупки сейчас рискованно. Люди опасаются и прекращают делать платежи в силу этой волатильности. То же происходит в портах — объемы грузоперевозок и количество контейнеров снизилось, стало сложнее собрать необходимый объем груза до Москвы. Раньше это занимало пару дней, сейчас — больше недели. Потому что для полной загрузки состава контейнеров недостаточно. Это дополнительно увеличивает рукав доставки и срок оборачиваемости средств. На этом фоне бизнесу необходима поддержка, и никак нельзя усугублять положение предпринимателей еще какими-то формами контроля. Мы и так не знаем, что будет завтра». Вадим Дронов, генеральный директор грузового альянса TROFIMOFF: «Падение рубля негативно повлияет на нас — расходные материалы все импортные, топливо дорожает. Но как переживать кризис? Трудиться и работать, как завещал нам Ленин. Что еще остается? Ближайшие 2–3 месяца работать придется в ноль, потом рынок нивелирует цены, станет легче. Ситуация с коронавирусом тоже по нам ударила — выросло конкурентное предложение. Машины, которые «высвободились» из Китая, вышли на внутренний рынок. Те, кто занимался международными перевозками, выходят на внутренние региональные».

«Мы не знаем, что будет завтра». Приморский бизнес завис на пороге кризиса
© Konkurent.ru