Зеркало экономики

Сегодня подведем итоги марта и первого квартала. К сожалению, как и прогнозировалось, эпидемия в марте начала негативно влиять на динамику погрузок. По итогам квартала они снизились на 3,8%. А если говорить о первом месяце весны, то падение составило 5,5%. Главный вклад в это внесли перевозки самого массового груза железных дорог — угля. Они упали чуть больше, чем на 10% по сравнению с январем-мартом прошлого года. Основная причина — снижение потребления топлива на фоне коронавируса. Но помимо эпидемии есть еще один фактор — аномально теплая зима. Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Владимир Савчук заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Произошло снижение внутреннего спроса, снижение потребления топлива на ТЭЦ из-за теплой погоды. Ну и, конечно, сокращение отгрузки на экспорт также вызвано международной конъюнктурой. При этом хотелось бы отметить: если анализировать то, как потребление угля и вообще электроэнергии снизилось в странах Европы или в странах Азии, то лидерами являются Великобритания — минус 81% и Турция — минус 40%. Для наших экспортеров сейчас наступают не очень хорошие времена. И, соответственно, остается премиальным рынок только азиатский, куда поставляется уголь через дальневосточную магистраль. Чуть больше, чем на 3% снизились перевозки нефтеналивных грузов. На это тоже есть две причины. Первая — продолжение тенденции ухода нефтеналива в трубопроводную систему, а вторая — думаем, не стоит объяснять, что сейчас происходит на мировом рынке углеводородов. Тем не менее, экспорт этих грузов через наши морские гавани подрос на 1,7%. Ощутимо просели перевозки черных металлов — минус 7%. Причина все та же — ухудшение мировой конъюнктуры, падение спроса. Но, как замечает наш эксперт, выросли перевозки металлов в контейнерах, а это самый современный и удобный способ доставки грузов. Прежде всего, сработала внутренняя конъюнктура и мировая конъюнктура, сказалось снижение спроса. Кроме того, надо отметить, что у нас достаточно интенсивно растут сейчас перевозки черных металлов в контейнерах. Номенклатура интенсивно переходит в контейнеры. Там рост перевозок — плюс 35% металлургических грузов. Отметим, что растут перевозки в контейнерах и других грузов. И в целом рост этого сегмента за первый квартал — 13%. Теперь о лидерах. Несмотря на общее падение, чуть подросли перевозки руды, химических и минеральных удобрений. Самую лучшую динамику показали строительные грузы. Они прибавили почти 6%. Правда, при этом перевозки цемента, которые считаются отдельно, сохранились на уровне прошлого года. И это, конечно, говорит о том, что обстановка с коронавирусом повлияла на российскую строительную индустрию. Наш собеседник в целом объясняет рост перевозок строительных грузов. Еще одна номенклатура, которая радует железнодорожников, — это строительные грузы. Строительные материалы увеличились почти на 6%. Прежде всего это связано с тем, что 2019 год был не очень хорош в этом отношении, объемы перевозок были достаточно небольшими соответственно. Сейчас идет отгрузка строительных материалов с учетом контрактов 2019 года. Также очень благоприятно сказалось на перевозке строительных материалов существенное снижение ставок на грузовые вагоны, они снизились на десятки процентов. Вагоны стали доступны, их стало достаточно много, поэтому клиенты пользуются железнодорожным транспортом в большем объеме, чем год назад. Будем и дальше уделять особое внимание перевозкам этих грузов. Динамика сможет многое сказать об активности дорожного и жилищного строительства. И еще одна тенденция. Да, квартал показал падение, но при этом погрузка наших экспортных товаров в адрес морских портов сохранила рост. Например, отправка нефтеналивных грузов через морские гавани Северо-Запада и Дальнего Востока выросла на 7%. А перевозки сырья для черной металлургии в адрес наших экспортных портов — на 45%. Ну и в целом по всем товарам статистика показала хоть и небольшой, но рост. Погрузка в адрес портов в первом квартале 2020 года выросла на 0,5%. Несмотря негативный фон, погрузка в положительной зоне. А если мы говорим про структуру этого грузопотока, то 48% — это уголь, 29% — это нефтяные грузы, 7% — черные металлы, почти 6% — удобрения. При анализе ситуации еще важно заметить: дело не только в коронавирусе. Тенденция ухудшения конъюнктуры мировых товарных рынков наблюдалась еще в конце прошлого года. Пандемия, отправившая экономику планеты на карантин, быстро довершила это дело. Но, как известно, после глобального падения, обычно начинается взрывной рост. Будем надеяться, что так будет и в этот раз. Тем более, что страны понемногу открываются. Апрельскую статистику обсудим в мае, заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Зеркало экономики
© BFM.RU