«Выплыть будет непросто». Тюменские речники готовятся к снижению объема перевозок из-за кризиса

Пароходство как стратегический объект «Обь-Иртышское речное пароходство» - одно из крупнейших в Сибири предприятий водного транспорта, единственное подобного рода в Уральском федеральном округе. И стратегически важное для функционирования экономики регионов «тюменской матрешки». Видимо, исходя из значимости компания была включена в обновленный список системообразующих предприятий страны. Финансово-экономическое здоровье таких субъектов будет тщательно мониториться федеральными органами, а в случае необходимости предприятие сможет рассчитывать на адресную поддержку. Отметим, что деятельность компании простирается от Ямала до Каспия. Флот пароходства может осуществлять транспортировку генеральных грузов от причалов Архангельска, Северодвинска, портов на реке Обь до поселков Харасавэй, Бованенково, Сабетта, а также на необору­дованные берега полуострова Ямал. За последние пять лет речники пароходства завезли более двух млн тонн грузов в Харасавэй и по р. Морды-Яха для Бованенковского газоконденсатного месторождения, участвуют в перевозке грузов в Сабетту и Се-Яху.Ежегодно на суднах «ОИРП»по Севморпути перевозится тяжеловесное крупногабаритное оборудование для строительства и развития производств нефтегазоконденсатных комбинатов в Западной Сибири и предприятий энергетики. Основной объем работы в навигацию предприятие выполняет в рамках контрактов с такими крупными игроками, как «Газпромнефть», «Ямал СПГ», «Сургутнефтегаз» и другие. Компания располагает собственным речным флотом – более 400 судов. Есть ремонтные предприятия и собственные порты. Что касается экономических показателей предприятия, то оно, судя по доступным данным за 2018 год, вполне способно удержаться на плаву. Согласно данным каталога организаций list-org.com, чистая прибыль, то есть после уплаты налогов составила чуть более 92 млн рублей (при годовом доходе в 3,1 млрд рублей и расходах на сумму чуть более 3 млрд). В общей сумме предприятием было уплачено почти 29 млн рублей и более 140 млн – страховыми и другими взносами. «Страшен не коронавирус, а падение цен на нефть» Что касается текущей ситуации на предприятии и прогнозов относительно влияния на деятельность кризисных явлений, в «Обь-Иртышском речном пароходстве» прогнозов пока делать не берутся – навигация только началась. Работа предприятия специфическая – сезонная, и сравнивать экономические показатели помесячно, как в классических фирмах, тут невозможно. Однако, говорит директор по развитию «ОИРП» Олег Журавлев, основные заказчики, крупные нефтяные, газовые компании, начинают снижать объемы по тендерам по сравнению с прошлым годом. «Ограничения из-за коронавируса - для нас неприятны, но не критичны, гораздо более серьезные опасения, если на длинном плече смотреть, вызывает падение цены на нефть. Она по факту упала ниже той, что была заложена в бюджетах развития крупных нефтяных компаний. А они в среднем закладывали так же, как и государство, цену в 40-45 долларов за тонну, фактически же она колеблется на уровне 25-30. То есть упала на треть. Бюджеты всех компаний затрещали. Вот это для экономики и для нас намного страшнее. Экономисты говорят, что год-два цена на нефть будет восстанавливаться, пока до 40-45 долларов не дотянется. Очень тревожно. По крайней мере в нашем регионе, где напрямую бюджет завязан на ценах на нефть. Мы понимаем, что выплыть будет непросто», - говорит Олег Журавлев. Видя тенденцию, в речном пароходстве уже сейчас принимаются меры по оптимизации. Так, из-за снижения объемов суда вооружаются позднее срока, то есть будут меньше эксплуатироваться. В связи с этим будут сокращены эксплуатационные расходы, топлива и прочее. Понятно, что понадобитсяи меньшее число флотского состава. Кроме того, ведется поиск новых направлений для работы. «Во время навигации штат сотрудников достигает 750-800 человек. В межнавигационный период состав сокращается, но есть и постоянный коллектив. А потому еще одна задача перед нами – это максимально сохранить людей. Тем более, что капитаны, механики, да и в целом флотский состав - это штучный товар, мы его бережем, и с каждым работаем индивидуально. Капитан, который знает теплоход, - очень ценный кадр для нас», - добавил Олег Журавлев. Собственно, и без кризиса ситуация в речном транспорте оставляет желать лучшего. О необходимости его развития не раз говорил экс-губернатор Тюменской области Владимир Якушев, стратегии развития отрасли строили в Минтрансе, но пока ситуация не особо изменилась ни в отрасли в целом, ни на этом конкретном предприятии, в частности. К примеру, флотилия «ОИРП» - это суда старше 30 лет. Надо бы обновляться. Но за счет чего? «Чтобы купить или построить новый корабль, нужны деньги, которые измеряются сотнями миллионов рублей. Представляете срок окупаемости такого судна? Кто сегодня решится вложить а такой проект длинные деньги? Единицы. Это чаще государственные вложения или под гарантии государства. Поэтому чтобы развивать флот, нужен объем, то есть под гарантированную работу. Если мы купили корабль, то надо знать, что он на 10-15 лет будет гарантированно загружен. А объемы, к сожалению, не радуют, особенно в этом году», - рассказывает директор по развитию предприятия. Замены предприятию нет Говоря о значимости предприятия для экономики региона, член Тюменского регионального штаба ОНФ Сергей Соловьев называет его «системообразующим агентом». Эксперт отмечает, что компания построила свою деятельность так, что обеспечивает бесперебойную поставку различного рода грузов, обслуживая такие весьма серьезные проекты федерального значения, как Сабетта. Хорошо себя зарекомендовала, выполняя задачи в ХМАО. Естественно, эта компания вносит существенный вклад в бесперебойную деятельность и развитие экономического потенциала. Немаловажно и то, что «ОИРП» заботится о расширении рынка сбыта, работая не только на субъекты УрФО, но и на северо-западе России. «Очевидно, что компания стремится к развитию. И в этом ее нужно поддержать. Парк основных средств производства компании требует постоянного возобновления, сохранения на рабочем уровне, включая не только непосредственно ту технику, которая обеспечивает грузоперевозки, но и что архи-важно, это и кадровый потенциал, ведь сохранить кадры в наше время сложная, но при этом необходимая задача», - отметил Сергей Соловьев. Поддержка этого стратегически важного предприятия станет вложением и в целом в экономику Тюменской области, уточняет экономист, доцент кафедры экономики и финансов ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков. «От речной логистики в нашем регионе зависит планирование нефтегазового сектора и жизнеобеспечение населенных пунктов, куда нет автомобильных дорог и другого сообщения. Так устроено у нас, что есть ряд населенных пунктов, куда в принципе кроме как по реке, ни на чем не доберешься. И есть такие грузы, которые выгоднее доставлять рекой, иначе выйдет очень дорого. «Обь-Иртышское речное пароходство» и на северном завозе работает. Это крупный проект. По сути, это единственная компания в уральском округе, которое эту услугу оказывает», - обосновывает значимость «ОИРП» Иван Вилков. На какую конкретно помощь сможет рассчитывать речное пароходство, сказать пока сложно. В Минэкономразвития планируют, что помощь таким стратегическим предприятиям будет оказываться по потребностям. В пароходстве признаются, что пока сами не представляют, как могут обозначить ту помощь, в которой нуждаются: запрос нужно будет обосновать, а из-за сезонности работ показывать тенденцию к снижению экономических показателей проблематично. Вместе с тем, за последние недели выросло число запросов, отчетов и статданных, которые у тюменских речников запрашивают разные ведомства. Очевидно, лед все-таки тронулся, и благополучие стратегического предприятия заботит уже не только руководство самого предприятия. Фото: ФедералПресс, ФедералПресс \ Екатерина Лазарева, Елена Майорова, пресс-служба правительства Севастополя

«Выплыть будет непросто». Тюменские речники готовятся к снижению объема перевозок из-за кризиса
© РИА "ФедералПресс"