Выход на IPO: работа на публику

Когда компания только начинает свою деятельность, на этапе стартапа она может обратиться за финансированием к венчурным инвесторам или взять кредит. Если же у вас стабильно растущий бизнес, стоит попробовать выйти на IPO. Правда, процедура эта длительная, трудоемкая и дорогостоящая. Чтобы предлагать инвесторам свои акции, компании необходимо выйти на определенный уровень развития бизнеса и обладать некоторым ноу-хау — уникальным предложением на рынке. И главное — нужно соответствовать целому ряду требований, предъявляемых к публичным компаниям. В первую очередь выход на IPO потребует раскрытия финансовой информации за несколько предыдущих лет, привлечения инвестиционных и юридических консультантов, аудиторов, брокеров и других специалистов. «Если компания готова нести все эти издержки, значит, намерение стать публичным эмитентом действительно отражает долгосрочную стратегию развития. Ведь и после IPO требования к раскрытию информации и представлению отчетности никуда не денутся. Что касается выбора площадки, то многое зависит от профиля, географии бизнеса и других особенностей самого эмитента, — комментирует региональный директор по ЮФО АО «ФИНАМ» Дмитрий Виноградов. — Локальным компаниям проще реализовать проект IPO на российской бирже. Но если бизнес носит международный, трансграничный характер, а бренд узнаваем на западных рынках, ориентируется на глобальный спрос, связан с информационными технологиями и не ограничивается территорией происхождения, то стоит задуматься о международных площадках». Что дает публичный статус «Логика IPO довольно проста: учредители и владельцы компании стремятся продать сторонним инвесторам минимальную часть своей доли, которая у них изначально 100 %, за максимальные деньги, — поясняет исполнительный директор филиала ИК «Фридом Финанс» в Краснодаре Надежда Литвинова. — В отличие от займов по закону не нужно возвращать деньги, привлеченные в акции. Но продавцам придется смириться с тем, что новые совладельцы получат право на долю прибыли (дивиденды), избрание своих директоров и решение других важных вопросов. Точного ответа на вопрос, что выгоднее — взять в долг или продать акции, не существует. Количество долей ограничено, их всего 100 %, и их общая цена равна рыночной оценке компании (как правило, это несколько размеров годовой прибыли). А долги под гарантии будущей прибыли можно набирать многократно, главное — вовремя их гасить». Дмитрий Виноградов отмечает ряд ключевых преимуществ для эмитентов при выходе на IPO. Акционерный капитал, по его словам, — это наиболее дешевый и долгосрочный способ финансирования развития компании. Дивидендные выплаты ниже кредитных ставок, а средства в данном случае привлекаются на неограниченный срок. Статус публичной компании, прозрачной и понятной рынку, сам по себе создает дополнительные плюсы, прежде всего с точки зрения дальнейшего привлечения средств: ниже ставки по кредитам и облигационным заимствованиям. Акции компании торгуются на бирже. В результате акционеры получают возможность при необходимости вывести часть средств, продав свои бумаги по наилучшей рыночной цене. Кроме того, IPO — тот самый случай, когда от сделки выигрывают все стороны. Ведь для инвесторов участие в сделке — отличная возможность заработать. Есть вероятность, что цена приобретенной ценной бумаги вырастет вскоре после размещения. Это означает, что ценная бумага на этапе размещения была недооценена рынком. То есть инвестор получает возможность купить акцию дешевле и продать дороже уже после начала торгов. Дело на миллиард Выходить на IPO, по словам директора по анализу финансового рынка и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимира Брагина, следует в тот момент, когда собственники понимают, что в рамках частной компании они уже не могут привлекать достаточно средств для развития. При этом собственники готовы пожертвовать контролем и обеспечить достаточный уровень прозрачности. Также размещаться на IPO стоит в том случае, если владельцы хотят выгодно продать компанию — сейчас или в перспективе. Надежда Литвинова подчеркивает, что процедура IPO ничем не отличается для компаний регионального и федерального уровня. Она многоступенчатая, в среднем занимает около года, и проводят ее специализированные компании — андеррайтеры. Требуется предварительная профессиональная оценка компании, сдача нескольких отчетностей подряд, раскрытие информации о владельцах, подготовка специальных материалов для потенциальных инвесторов. В итоге расходы на IPO могут составить до 5 % привлеченных средств. В таких условиях, чтобы компании было выгоднее выйти на биржу, чем пойти в банк за кредитом или разместить облигации, объем размещения должен быть относительно большим. Условная планка — 1 млрд рублей, отмечает собеседница «ДГ. Юг». По словам директора филиала «Открытие Брокер» в Краснодаре Александра Игнатенко, если бизнес зарегистрирован в иностранных юрисдикциях, то возможен выход на биржи в Лондоне и Нью-Йорке. Также возможен выход на биржи LSE, NYSE, NASDAQ с депозитарными расписками на акции. Но если компания российская, то проще всего организовать IPO на Московской бирже. Тем более что база внутренних российских инвесторов за последние годы кратно выросла. Внутренним инвесторам также проще понять бизнес компании, предложив более высокий спрос на акции при размещении. Честность ради инвестиций Выгода размещения компании на IPO зависит от многих факторов: состояния самой компании, отрасли, которую она представляет, экономического цикла в стране и мире. «Зачастую те размещения, которые оказывались неудачными с точки зрения инвесторов (акции надолго падали или уходили в боковой тренд), являлись сверхвыгодными для самой компании, — рассказала Надежда Литвинова. — Например, когда компании удавалось провести IPO в период биржевого бума, а следовательно, продать свои акции дороже их внутренней стоимости. Яркие примеры — Uber и Twitter, которые успели выйти на биржу на рыночных пиках и сейчас стоят даже меньше цены размещения. Российский пример — Банк ВТБ, который сейчас стоит 422 млрд, а в момент IPO в 2007 году государство смогло его продать инвесторам вчетверо дороже. Очевидно, что позднее банк не смог бы привлечь такие суммы настолько дешево — было продано 25 % капитала». Успешные примеры пуб­личного размещения есть и среди компаний Краснодарского края, которые торгуются на Московской бирже. Самый известный пример — ОАО «Магнит», который в листинге уже 14 лет. По мнению Надежды Литвиновой (ИК «Фридом Финанс»), это одна из лучших дивидендных бумаг России, голубая фишка, стоимость которой заложена в основные фондовые индексы страны и даже в международные индексы, отслеживающие состояние российского рынка. Из менее крупных компаний эксперт упомянула Новороссийский морской торговый порт и «Кубаньэнерго», которые вышли на биржу в 2007 и 2005 годах соответственно. Однако, как отмечает Надежда Литвинова, с тех пор они так и состоят в статусе бумаг третьего эшелона. Хотя, надо признать, эти бумаги ликвидны и довольно популярны в трейдерской среде. При этом за первичными публичными размещениями могут следовать и вторичные (SPO), напоминает Александр Игнатенко («Открытие Брокер»). «Для рынка не столь важно, какая компания — региональная, федеральная или международная. Важно, чтобы она могла предложить рынку серьезный объем акций для покупки инвесторами, а также была способна показать свою инвестиционную значимость как большая устойчивая компания либо компания с перспективным быстрорастущим бизнесом, — резюмирует Александр Игнатенко. — При этом необходимо быть максимально честными и прозрачными. Показывать, что инвесторы имеют право голоса, а также полноценные права в получении дивидендов — сегодня или в будущем».

Выход на IPO: работа на публику
© Деловая газета.Юг