Проведение IPO поможет OZON победить «коронакризис»

Выход OZON на американский IPO является логичным решением для этой компании, считает экономист Дмитрий Адамидов. IPO является логичным решением для OZON Российский онлайн-ритейлер OZON подал в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) заявление о намерении провести IPO. IPO расшифровывается как initial public offering, по-русски – первое публичное предложение. Это первая публичная продажа акций акционерного общества неограниченному кругу лиц, которая проводится для докапитализации компании. Впервые такую информацию опубликовало издание The Wall Street Journal, причем если в OZON доведут эту историю до конца, то это станет первым размещением акций российских компаний на фондовом рынке США, начиная с весны 2020 года. Ритейлер уже представил заявление в SEC по требуемой в США форме F1. Пока нет цифр по количеству и стоимости размещаемых OZON акций, но западные эксперты оценивают стоимость российской компании в 3-5 млрд долларов США, поэтому счет в IPO идет на сотни миллионов долларов. Только предварительный этап в IPO наиболее продолжительный – он может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Компания должна оценить бизнес и структуру активов, чтобы выпустить акции и определить капитализацию. «Было хорошее исследование по американскому рынку, что только 9% компаний, вышедших на IPO, затем дорожали, а 91% из них просто раздавали деньги мелким инвесторам и мажоритариям. В этом и заключается смысл IPO – продать подороже часть компании, сохранить за ней контроль и получить за это инвестиционные деньги», - констатирует Адамидов. Интерес OZON к американскому фондовому рынку логичен, поскольку он продолжает оставаться крупнейшим в мире. Туда стремятся все компании мира, которые собираются провести выпуск акций на продажу путем IPO. «Скорее IPO это не поиск финансирования для компании, а инструмент для крупных акционеров. Они с помощью IPO стараются вернуть деньги, которые ранее были вложены в развитие коммерческой структуры», - резюмирует Адамидов. Фондовый рынок США остается наиболее емким в мире – там недавно прошло IPO компании Tesla, ставшее показательным для всего мира, поэтому, как отмечает эксперт, в OZON решили повторить данный опыт. «С точки зрения бизнеса – это абсолютно нормальная история, а вот инвесторам нужно быть осторожными, участвуя в этом процессе, но это личный выбор каждого из них – пусть сидят и думают. В целом тут ничего необычного – в России IPO проводить бессмысленно, поскольку рынок у нас мелкий и много денег не собрать, в Америке совершенно другие возможности», - заключает Адамидов. Американцев Россия не смущает В OZON, видимо, решили собрать сливки с «коронакризиса». Только за I квартал 2020 года торговый оборот компании вырос на 115% – до 31,6 млрд рублей с уплатой НДС, но без учета возвращенных товаров. В апреле оборот OZON составил 14,9 млрд рублей, т. е. в три раза больше, чем за аналогичный период 2019 года. Перед нами пиковый показатель, но пандемия коронавируса в РФ продолжается. Единственной проблемой для OZON является специфика российско-американских отношений. Они находятся на низком уровне из-за того, что политики в Вашингтоне используют любую возможность для давления на нашу страну. Заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Супян в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что плохие политические отношения Москвы и Вашингтона не сказываются на взаимовыгодных экономических проектах. «Бизнес есть бизнес, поэтому если это успешная компания, у нее существует шанс на успешное проведение IPO, поскольку американцы – люди прагматичные и смотрят на конкретную выгоду. Американцы хотели бы отделять политику от бизнеса, поэтому такая мощная компания как OZON имеет перспективу проведения IPO», - констатирует Супян. В 2019 году товарооборот России и США составил 26,2 млрд долларов. Несмотря на санкции и неадекватную риторику некоторых политиков в Вашингтоне он увеличился за прошлый год на 4,86%. В 2020 году, будет снижение, но это «коронакризис». Интересно, что у нас с американцами практически идентичный экспорт и импорт. Россия экспортировала в США товаров на 13,04 млрд долларов, а американцы – на 13,187 млрд долларов. Россия поставляет сырье и продукты химической промышленности, а американские партнеры в нашу страну – машины, оборудование и также продукты химической промышленности. Таким образом, взаимовыгодная кооперация российских и американских компаний никуда не делась с 2014 года. «Американцы могут вложить деньги в российскую экономику и купить акции компании OZON. Те американские компании, которые действуют в секторах, где нет санкций, очень успешны в России. Это отельный бизнес, телекоммуникации, общественное питание – они эффективно работают, а политические коллизии им не мешают», - резюмирует Супян. Подобные американские структуры уйдут из России только в случае жесткого давления и настоятельных рекомендаций государственных властей в США, но в Вашингтоне не трогают эту часть национального бизнеса. «Если жесткого давления не будет, то американский бизнес продолжит исходить из своих интересов», - заключает Супян.

Проведение IPO поможет OZON победить «коронакризис»
© ФБА "Экономика сегодня"