Америка заразила Россию вирусом социального неравенства

Америка заразила Россию вирусом социального неравенства

Политика неотделима от экономики. Политические события, прогнозы и слухи влияют на биржевые котировки — они могут обрушить фондовый рынок или, наоборот, поднять его до заоблачных высот. От итогов общенациональных выборов зависит экономический курс страны. В США 3 ноября пройдут выборы президента, полного состава палаты представителей, трети сенаторов, губернаторов ряда штатов и других выборных лиц. Результаты предстоящего голосования окажут воздействие на жизнь в Америке и не только — ведь экономика США составляет четверть мирового ВВП. Повлияют итоги выборов и на Россию: тут и нефтяные цены, и курс рубля, и санкции, и многое другое.

Фото: Алексей Меринов

Просчитывая возможные сценарии исхода американских выборов, эксперты сходятся на том, что худший вариант — это неопределенность. Имеется в виду ситуация, когда разрыв между кандидатами в президенты крайне невелик, а точный подсчет голосов по разным причинам (судебные иски, технические сбои, задержки, пересчеты) затягивается на недели и даже месяцы. По мнению экспертов Saxo Bank, мировые фондовые рынки недооценивают эту мрачную возможность — в противном случае биржу уже давно начало бы лихорадить.

В самой Америке тем временем многим жителям страны не нравится ни один из кандидатов на пост президента, особенно в том, что касается экономических перспектив. Авторитетная аналитическая организация The Conference Board каждый месяц публикует индекс потребительского доверия, который в этом году скачет вверх-вниз — нет уверенности в завтрашнем дне. Дональду Трампу 74 года, Джо Байдену — 77, а работа главы государства тяжела даже для молодого. Трамп непредсказуем, Байден недостаточно решителен. Получается в соответствии со старым анекдотом: репортер на улице останавливает прохожего и спрашивает, что он думает о противостоящих друг другу кандидатах. Тот отвечает: «Слава богу, что лишь один из них будет избран».

Однако в отношении экономики Трамп и Байден не равноценны: в предвыборной кампании действующего президента экономика почти отсутствует как тема, а у кандидата на высший пост она, напротив, на первом плане, вместе с борьбой против COVID-19. Байден заявляет, что восстановить экономику и добиться ее стабильного роста можно только при условии победы над пандемией. Трамп, как известно, всячески преуменьшает опасность коронавируса, бравирует пренебрежением мерами безопасности и не раз говорил, что эти меры убивают экономику — мол, «лекарство хуже болезни».

Главные темы в агитационной кампании Трампа — порядок и законопослушание (в противовес беспорядкам Black Lives Matter), противодействие Китаю и непригодность Байдена к руководству страной. Он приписывает сопернику желание лишить полицию финансирования, прекратить добычу сланцевой нефти, заселить благополучные белые пригороды криминальными чернокожими — всё из сферы выдумок, без каких-либо доказательств.

Байден строит свою кампанию на восстановлении экономики, обеспечении доступного для всех здравоохранения, на расовой справедливости и «возвращении к нравственности», которую растоптал Трамп с его беззастенчивым враньем и злоупотреблением властью. Как отмечается в аналитическом докладе рейтингового агентства Moody’s, Байден планирует на ближайшее десятилетие расходы в объеме $7,3 трлн на нужды инфраструктуры, образования, соцобеспечения и здравоохранения. Более половины необходимых для этого дополнительных средств Байден считает нужным получить за счет повышения налогов на корпорации и лиц с высоким доходом. Аналитики Moody’s считают, что ускоренный рост экономики компенсирует большой объем государственных расходов «благодаря увеличению занятости и наращиванию капиталов».

Эксперты также полагают, что в случае победы на выборах Байдена он свернет трамповскую торговую войну и отменит жесткие ограничения на иммиграцию в США — и то и другое будет способствовать росту экономики. Экономическая политика, которую ожидают при Байдене, должна пойти на пользу малоимущим и среднему классу. Экономическая политика Трампа благоприятствует обогащению богатых.

В предвыборную платформу Байдена были включены радикальные позиции в отношении экологии, борьбы с засильем оружия и опиоидных препаратов. Байден обещает, что никому не придется платить больше 8,5% чистого дохода за медицинскую страховку. Он планирует поднять минимальный размер оплаты труда по всей стране до $15 в час (сейчас во многих штатах МРОТ ниже). Он хочет создать миллион новых рабочих мест в автопроме, свести к нулю автомобильные выхлопы в атмосферу к 2050 году, построить полтора миллиона единиц доступного жилья, повысить налог на корпорации с 21% до 28%, увеличить налогообложение семей с доходом свыше $400 000 в год (под эту категорию подпадает примерно 9% американцев).

В случае победы Трампа увеличения госрасходов ждать не приходится — он намерен в ближайшие 10 лет урезать их на $700 млрд. Налоги тоже предполагается сокращать, хотя казна отчаянно нуждается в притоке средств, а другого источника поступлений, кроме налогов, у государства нет. Пострадают в первую очередь социальные и медицинские программы, которые помогают наиболее нуждающимся американцам выжить в условиях «звериного оскала капитализма», благополучно перекочевавшего в XXI век из конца XIX.

Когда Трампу приходится говорить об экономике, он рисует картину широкими мазками, не вдаваясь в конкретику (бездоказательные обобщения — его фирменный стиль). IG Group перечисляет обещания Трампа: создать 10 млн новых рабочих мест за 10 месяцев; создать миллион новых малых бизнесов; урезать налоги, стимулировать сохранение рабочих мест в Америке, создать льготы для американских товаров на внутреннем рынке, усилить протекционистские меры в отношении Китая и других стран, добиться снижения заоблачных цен на лекарства.

В сфере экономики предвыборные платформы кандидатов резко отличаются друг от друга, отмечают аналитики Moody’s, однако после выборов, когда «осядет пыль», американцы могут и не почувствовать разницы. Это произойдет в том случае, если Конгресс США останется расколотым, как сейчас: палата представителей контролируется демократами, сенат — республиканцами, и президенту очень трудно добиться утверждения какого-либо законопроекта.

Но все цифры, которыми оперируют кандидаты, важны не сами по себе, а применительно к самой острой социально-экономической проблеме США — колоссальному разрыву в доходах между бедными и богатыми. С 1989 по 2016 год имущественное неравенство выросло в два с лишним раза, вдобавок увеличился разрыв в доходах между белым населением и расовыми меньшинствами (за чертой бедности живут 18,8% афроамериканцев и лишь 7,3% белых).

У среднего класса, этого станового хребта Америки, последние 50 лет доходы растут медленнее, чем у богатой верхушки. А верхушка богатеет невзирая на кризисы: после «великой рецессии» 2008–2009 годов увеличили свое благосостояние только самые богатые, и после пандемии COVID-19, по всем прогнозам, опять повторится та же картина. Более 60% жителей США считают, что социальное неравенство в Америке слишком велико. Равного ему нет ни в одной другой развитой стране. И это рецепт беды, социальных потрясений.

Эта ситуация хорошо узнаваема в России, где любят ругать Америку, но копируют именно ее модель капитализма с пресловутым «звериным оскалом»: на одном полюсе кучка миллиардеров с капиталами сомнительного происхождения, на другом — рассеянные по бескрайним просторам люди с нищенскими доходами. На миллиардеров американские выборы не повлияют, а на малоимущих России, на ее средний класс?

Российские аналитики указывают: если победит Трамп, то доллар не подскочит, рубль не обрушится. А вот победа Байдена будет означать для российской валюты движение под горку. Байден хочет смягчить санкции в отношении Ирана; если иранская нефть появится на рынке, то нефтяные цены могут серьезно упасть, а с ними упадет и рубль. К тому же Байден занимает более жесткую позицию, чем Трамп, в отношении антироссийских санкций, и если эти санкции затронут суверенный долг РФ, в частности облигации федерального займа, то «деревянный» может опуститься до 85 рублей за доллар, 100 рублей за евро.

На данный момент доллар проходит через полосу ослабления: пандемия выбила из-под него две главных опоры — более высокие темпы роста и более высокие учетные ставки, чем в других странах мира. Кризис заставил Федеральный резерв (центробанк) США снижать учетные ставки, а экономический рост ушел в глубокий минус — во втором квартале этого года падение ВВП составило 31,4%. Куда двинется «зеленый» после выборов — пока мы не знаем, но его движение вверх-вниз, скорее всего, будет не таким значительным, как у российской валюты.

А вообще, говоря о влиянии президентских выборов в США на Россию, многие эксперты разделяют мнение Дмитрия Тренина, директора Московского центра Карнеги: «Оба результата будут плохими для России». Байден будет сам ужесточать позицию в отношении Москвы, а за Трампа это сделает конгресс.

Источник