Сырьевой экспорт и санкции играют против рубля

Последние колебания российского рубля являются нормальными для российской валюты, считает инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Сырьевой экспорт и санкции играют против рубля
© ФБА "Экономика сегодня"

На рубль давят сырье и санкции

Курс доллара на 18 октября составил 77,96 рублей, а евро – 91,30 рублей.

Российская валюта продолжила терять в стоимости, пусть и скромнее, чем в начале текущего месяца. Общество отнеслось к данному событию чрезвычайно серьезно, хотя понятно, что на этот раз перед нами сезонные колебания.

Эксперты связали это с тем, что стоимость нефти опускалась ниже 42 долларов за баррель, пусть и формально колебания цен на сырье не должны влиять на стоимость национальной валюты, учитывая наличие в России бюджетного правила.

Очередное снижение рубля воспринимается в обществе, как всегда нервно. Россияне с 1992 привыкли все считать в долларах, однако существуют альтернативные точки зрения. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заметил, что падение курс рубля к доллару – это «круто», поскольку приведет к снижению доли импорта в российском производстве.

Только пока внутреннее производство не может покрыть внутренний спрос, хотя его доля продолжает расти. Правительство и ЦБ РФ принимают меры по сдерживанию инфляции, а ее перспективы будут ясны после ближайшего заседания регулятора.

На нем базовые прогнозы по инфляции могут быть обновлены – сегодня они составляют 3,8% по 2020 году и 4,0% по 2021 году.

«Россия – это страна с ярко выраженной сырьевой экономикой. Кроме того, мы находимся под санкциями, которые постоянно всплывают на повестке дня. Помимо этого у России существует такая особенность, как плавающий курс национальной валюты, и это уже непосредственно влияет на курсообразование российского рубля», - заключает Нигматуллин.

Данная волатильность является для рубля стандартной ситуацией и не является чем-то неординарным.

«Это рутинное событие, которое не влияет на макроэкономические показатели. Если проводить расчеты и не учитывать в них геополитику, то курс рубля должен быть крепче, но должен быть – это не значит, что обязательно будет, поэтому сложно сказать, как в ближайшем будущем сложится курсообразование российской валюты», - констатирует Нигматуллин.

Рубль зависит от внешней конъюнктуры

Против России вводятся новые пакеты санкций, причем наши западные партнеры не собираются отказываться от такой политики.

В команде Трампа заявили об исчерпанности антироссийских санкций, но госсекретарь Майкл Помпео сразу пригрозил новыми карательными мерами тем государствам, которые будут продавать конвенциональное вооружение Ирану.

Естественно, здесь имеется в виду Россия, у которой иранская сторона хочет купить многие образцы военной техники.

Любые такие американские и европейские решения нервируют российскую валюту и снижают ее курс по отношению к доллару или евро. Некоторые из них сознательно вводятся для дестабилизации рубля.

Ярким примером являются известные санкции против «Росала», которые значительно ослабили рубль.

«Инфляция в России низкая, покупательная способность не теряется так быстро, как ранее, поэтому курс рубля в будущем может укрепиться, но это не гарантированный вариант развития событий», - резюмирует Нигматуллин.

Доллар с начала года упал на 25%, а инфляция планируется в 4%, отсюда и взялись 20%, о которых говорит Мантуров. Из нашей потребительской корзины порядка трети товаров занимают иностранные вещи, но пока они не растут в цене медленнее доллара.

Все это вместе с фактором президентских выборов в США изменит ситуацию в российской экономике. Например, Трамп может заблокировать антироссийское направление, а в случае победы Байдена полгода уйдет только на передачу власти.

В такой ситуации американцы про Россию могут забыть, в результате чего давление на рубль снизится, и он может отскочить к более приличным курсовым диапазонам. Однако, все это вероятности – мало что здесь зависит от России.

Рубль может отскочить назад

России и дальше придется жить под давлением внешних факторов из-за сырьевой ориентированности национальной экономики.

«Для сырьевой экономики, где существуют свободный плавающий курс и геополитические риски, такие курсовые колебания являются ничем не вызывающей удивление динамикой. Перед нами нормальная реакция на такие особенности, а раз мы видим низкую инфляцию в рубле – где-то 3% за год, то нам необходимо немного подождать», - констатирует Нигматуллин.

Имеется в виду небольшой промежуток времени – примерно один год, за который покупательная способность снизится меньше, чем курс рубля. Это даст основание рассчитывать на стабилизацию рубля в будущем.

«Если за год факторы, которые сегодня оказывают давление на рубль, уйдут – я имею в виду спекулятивные обстоятельства вроде геополитики и низких цен на нефть, то рубль может укрепится», - заключает Нигматуллин.

Курсовые качели являются нормальным состоянием для валюты такой сырьевой экономики как Россия.

Проблема заключается в том, что львиную часть российского торгового баланса продолжают обеспечивать нефтегазовые доходы. Кроме них в структуре российского экспорта в основном значится другое сырье или первичная переработка.

Все это приводит к такой зависимости России от внешнеэкономических факторов.