Санкции или онкология: почему суд отпустил Майкла Калви

Вечером 12 ноября Верховный суд освободил из-под домашнего ареста фигурантов дела Baring Vostok, а также снял арест с их имущества. Помимо основателя инвестфонда Майкла Калви, на свободе оказались экс-председатель правления банка «Восточный» Алексей Кордичев, менеджеры фонда Ваган Абгарян, Филипп Дельпаль, Иван Зюзин и Александр Цакунов, а также экс-руководитель «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) Максим Владимиров. Само уголовное дело о растрате 2,5 млрд рублей (ст. 160 УК РФ) направлено для рассмотрения по существу в Мещанский суд Москвы. Такое решение было принято вскоре после того, как Baring Vostok и компания «Финвижн» одного из бенефициаров банка Артёма Аветисяна заявили, что корпоративный конфликт исчерпан и в ближайшее время все судебные претензии будут отозваны. Подробности — в материале NEWS.ru.

«Убедительное и справедливое решение»

Верховный суд изменил меру пресечения Майклу Калви и другим фигурантам дела с домашнего ареста на запрет определённых действий до 12 января 2021 года. На этот период им запрещено выходить из дома с 22:00 до 6:00, посещать банк «Восточный» и ПКБ, получать и отправлять корреспонденцию, а также общаться друг с другом и пользоваться интернетом.

Как сообщил NEWS.ru адвокат Майкла Калви Тимофей Гриднев, изменение меры пресечения другим фигурантам дела о растрате, «связано исключительно с отправлением правосудия».

{{expert-quote-9226}}

Author: Тимофей Гриднев [ адвокат ]

Суд внимательно рассмотрел все доводы сторон и пришёл к заключению, что основания для содержания Калви и других под домашним арестом на данный момент времени отпали. Кроме того, он учел данные о личности всех подозреваемых, их семейные обстоятельства, состояние здоровья, наличие иждивенцев и совокупно заключил, что их освобождение не может повлиять на объективное рассмотрение данного дела в суде. В вопросе отказа в продлении ареста имущества третьих лиц суд, том числе, опирался на отсутствие у потерпевших материальных претензий к обвиняемым и намерении отозвать свои исковые требования в основном слушании. Очень ясное, обоснованное, убедительное и справедливое решение.

Суд мотивировал решение об избрании более мягкой меры пресечения «изменением обстоятельств», в том числе заболеванием Майкла Калви. О том, что у американского предпринимателя онкология, его адвокат сообщал ещё в июне и требовал отменить домашний арест, но вопреки этому работники Фемиды неоднократно продлевали его. На этот раз Верховный суд также принял во внимание то, что ПКБ выплатило 2,5 млрд банку «Восточный» и последний отказался от иска о возмещении ущерба в рамках уголовного дела. После заключения мирового соглашения стороны заявили, что корпоративный спор и уголовное дело менеджеров Baring Vostok, между собой не связаны, хотя до этого представители фонда утверждали, что преследование Калви и других фигурантов является следствием конфликта за контроль над кредитной организацией.

По словам Тимофея Гриднева, уголовное дело направлено в Мещанский районный суд Москвы. Он отметил, что данное решение принято ВС в рамках ходатайства Генпрокуратуры об изменении территориальной подсудности. Адвокат добавил, что «говорить о прекращении уголовного дела равно как и о вынесении какого-либо приговора в связи с этим — преждевременно».

Бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал освобождение Калви и других фигурантов «победой со слезами на глазах». По его мнению данное решение Верховного суда — это «некая компенсация в деловом климате, так как справедливость восторжествовала».

{{expert-quote-9228}}

Author: Борис Титов [ уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте России ]

Мы с самого начала говорили, что это предмет не уголовного разбирательства, а чисто корпоративный спор, который должен был решаться в гражданских судах. Два года потребовалось для того, чтобы принять решение об их освобождении [из-под ареста], которое серьезно повлияло, прежде всего, на семьи всех фигурантов. Надеюсь, пока Майкл дожидается рассмотрения дела по существу в Мещанском суде, его жизнь станет несколько более полноценной — на благо всех тех российских предприятий, в которые фонд вкладывался раньше и ещё будет вкладываться. Деятельному человеку трудно без работы. Конечно, о возвращении к полноценной деятельности речи пока не идёт, но, надеюсь, ждать осталось недолго.

По мнению посла США в России Джона Салливана, «освобождение Майкла Калви и его коллег является позитивным шагом на пути к разрешению коммерческого спора». Этот конфликт, как считает дипломат, оказал негативное влияние на деловые отношения между двумя странами. Похожую позицию в интервью NEWS.ru ранее высказывал глава Американской торговой палаты (AmCham) Алексис Родзянко. Он считал, что дело Baring Vostok «оказывает сильное влияние на принятие решений со стороны иностранных инвесторов относительно частного капитала, развития новых компаний, вложений в перспективный бизнес в России».

Текущая ситуация посылает негативный сигнал американским инвесторам. Это как кость в горле, и чем дольше она будет сохраняться, тем больше она будет вредить интересам России с точки зрения привлечения инвестиций, — констатировал Родзянко.

«Далеко не ангелы»

В беседе с NEWS.ru политолог Аббас Галлямов обратил внимание на данные ЦБ, согласно которым отток капитала из России с начала года увеличился на 70%.

{{expert-quote-9230}}

Author: Аббас Галлямов [ политолог ]

Скорее всего, это (решение по мере пресечения фигурантам дела. — NEWS.ru) шаг политический, а не правовой. В России политика всегда побеждает право. Скорее всего, решение это стало результатом резкого ускорения вывода капитала из страны, зафиксированного ЦБ. Видимо, люди, отвечающие в правительстве за экономический рост, объяснили президенту, что если хотя бы немного не урезонить силовиков, то экономика совсем умрёт.

Экономист Василий Колташов полагает, что решение Верховного суда могло быть связано «непосредственно с ситуацией в США, то есть с американскими выборами и возможностью прихода к власти более жёстко антироссийски настроенных сил». В тоже время эксперт увидел в произошедшем стремление властей показать бережное отношение к бизнесу.

{{expert-quote-9232}}

Author: Василий Колташов [ руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества ]

Это связано с огромным оттоком капиталов из России в 2020 году, прежде всего иностранных. Это своего рода демонстрация потенциальным инвесторам, которые далеко не ангелы, что во всех судебных разбирательствах с ними будут стараться действовать мягко, даже если где-то представители бизнеса нарушили закон. В условиях, когда начинают обостряться противоречия между державами, для России очень важно показать привлекательность своего рынка для иностранных капиталов. Вне зависимости от того, кто будет президентом США, американский капитал будет решать вопрос о поиске новых зон инвестирования. Потому что ему нужно уходить из ценных бумаг и долларов в какие то проекты.

Он не исключает, что уголовное дело может быть прекращено, «если не будет пострадавшей стороны» и «если здесь государство не является потерпевшей стороной». В этом случае разбирательства продолжаться, но возможно что закончатся мягко, предполагает Колташов.

На фоне обострения санкционной войны между Москвой и Западом российские власти не хотели бы, чтобы эти действия воспринимались бы как политический шаг. Я думаю эту историю нужно рассматривать как опредёленный сигнал, который Россия подаёт капиталу и администрациям в ЕС и США. Это не политическая слабость, это политическая тонкость, — резюмировал Колташов.

Майкл Калви и другие фигуранты дела были арестованы в феврале 2019 года после обращения в СК и ФСБ миноритария «Восточного» и партнёра Артёма Аветисяна Шерзода Юсупова. Последний сообщил, что в конце 2015 года банк выдал ПКБ кредитов на 2,5 млрд рублей, а в феврале 2017-го получил за это отступное — долю в инвестиционном фонде IFTG. По мнению Юсупова стоимость 59,9% акций компании не была эквивалентна сумме долга. Следствие полагает, что переданные активы IFTG стоили не выше 600 тысяч рублей. По мнению Юсупова, менеджеры Baring Vostok убедили его и других руководителей «Восточного» голосовать за получение отступного. Позднее банк подал к Baring Vostok иск на 2,5 млрд рублей.

Майкл Калви после ареста утверждал, что ПКБ был выдан кредит на погашение обязательств, возникших у «Восточного» до того, как Baring Vostok стал главным владельцем банка (по состоянию на 2017 год инвестиционный фонд американского бизнесмена владел 52% акций кредитной организации, 40% было у Артёма Аветисяна и его партнёров, которые также получили опцион на 9,9% акций — его исполнение также стало причиной разлада между компаньонами). По мнению Калви его злоключения в России организованы для того, чтобы усложнить разбирательство в Лондонском международном арбитражном суде (LCIA), куда в апреле 2018 года Baring Vostok обратился с иском к компании Finvision (позднее перерегистрированную как «Финвижн») из-за убытка от сделок с акциями на сумму 19 млрд рублей.

Как писал Forbes, Артёму Аветисяну и его партнёрам принадлежит больше половины акций «Восточного», доля Baring Vostok — около 42%.

В подготовке материала также участвовала Марина Ягодкина.