Открытие границ станет вакциной от «коронакризиса» для рынка нефти

Появление вакцин от COVID-19 повлияло только на трейдеров и нефтяные фьючерсы, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Открытие границ станет вакциной от «коронакризиса» для рынка нефти
© ФБА "Экономика сегодня"

Новости о вакцине взбудоражили нефтяной рынок

Заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак считает, что регистрация вакцин от коронавируса позволяет Москве с оптимизмом смотреть в 2021 год. Вакцины закончат «коронакризис» и восстановят мировую экономику.

Сообщения о новой вакцине привели к росту цен на нефть почти на 10%, из-за чего такие новости, как считает Новак, позитивны для РФ.

В России зарегистрированы две вакцины от коронавируса, а в Евросоюзе лоббируют вакцину фирмы Pfizer. Пока она далека от применения, но в Брюсселе заявили о желании купить 300 млн доз этого препарата для нужд европейских государств.

Вакцина должна помочь Евросоюзу выйти из кризиса. В Брюсселе ожидают падение экономики на 7% в 2020 году, и эта оценка может ухудшится. Сегодня всеобщий карантин был объявлен в Австрии, возможно присоединение к нему других стран ЕС.

«Новак говорит не о положении в материальном секторе экономике, а о рыночных показателях и торговле нефтяными фьючерсами. Трейдеры скупают их на слух и позитивно реагируют на новости о вакцине», - констатирует Юшков.

Ситуация на рынке неоднозначная. Там действует много факторов помимо вакцины. Вчера снижение котировок объясняли доводом МЭА, что вакцина от COVID-19 окажет незначительное влияние на ситуацию в первой половине 2021 года.

Заявление МЭА девальвировало для трейдеров позитив новости о вакцине фирмы Pfizer, созданной американским фармакологическим гигантом совместно с компанией BioNTech из ФРГ. Трейдеров впечатлила заявленная эффективность вакцины Pfizer в 90%, но во-первых, это подтвердится только опытным путем, а во-вторых, у вакцины «Спутник V» данный показатель 92%.

Именно так нефтяной рынок реагирует на новостной фон: положительная информация, цены на фьючерсы идут вверх, негативная, и они сразу поворачивают обратно. Данные колебания не имеют отношения к материальной экономике.

Нефтяной рынок стабилизируется после снятия ограничений

Первичной проблемой нефтяного рынка является коллапс межгосударственных авиаперевозок. Они встали на месте, а это порядка 10 млн баррелей в сутки, т. е. именно та цифра, на которую упало потребление нефти в мире из-за «коронакризиса».

Пока нет предпосылок к восстановлению ситуации, и это видно по трагическому положению авиакомпаний.

«Информационный фон важен. Когда Новак говорил о цене на нефть, он имел в виду нефтяные фьючерсы. Данный показатель нельзя недооценивать – от него зависит стоимость отгрузки нефти, но это биржевая составляющая», - заключает Юшков.

Закрепление цен на нефть на высоких уровнях случится только после отмены карантинных мер на планете, а до этого далеко. Одно дело – создание вакцины, а совершенно другое – массовое вакцинирование населения.

«Когда все будут вакцинированы, а заболевание уйдет, тогда в мире вернется нормальный объем потребления нефтепродуктов. Этого нельзя добиться без снятия ограничений на перемещение между государствами», - резюмирует Юшков.

Пока колебания цен носят спекулятивный характер, связаны с информационным фоном и оторваны от реальной экономики.

«Достаточно одной новости, чтобы трейдеры начали скупать фьючерсы», - констатирует Юшков.

Для РФ основным вопросом является не цена на нефть, а снижение объемов потребления в мире. Весной были разговоры про его падение на 25 млн баррелей в сутки, но теперь экспертное сообщество сходится на цифре в 10 млн баррелей.

За девять месяцев 2020 года «Роснефть» снизила добычу на 10%, что эквивалентно средним потерям РФ. По второму договору ОПЕК+ Москва взяла на себя обязательства сократить добычу до 2 млн баррелей в сутки.

«Сегодня говорят о сокращении потребления по году на 10 млн баррелей в сутки. Что будет затем – неясно. Дело зависит от того, какая будет погода и насколько жесткими будут карантинные меры, зависящие от показателей заболеваемости. На пике падения спроса, когда в США и ЕС существовал жесткий карантин, снижение было на 30 млн баррелей в стуки», - резюмирует Юшков.

В стабильном положении мир потребляет 100 млн баррелей в сутки, а в «коронакризис» 90 млн баррелей в сутки.

Ливия давит на мировые цены на нефть

«Соглашение ОПЕК+ не выполняется полностью практически всеми участниками. Нефтяные производители столкнулись с большими трудностями и имеют по году дефицитный бюджет. Стороны не то, что жульничают, а лавируют внутри соглашения. Договор может развалиться, когда стороны разуют глаза и поймут, что его принципы не работают», - заключает Юшков.

К этому также подталкивает Ливия, которая восстанавливает добычу, но не подпадает под квоты ОПЕК+.

«Участники ОПЕК+ задаются вопросом, почему в Ливии добывают сколько хотят, хотя эта страна является членом картеля ОПЕК. Ливийский вопрос будет поставлен на заседании ОПЕК+ в начале следующего года», - констатирует Юшков.

Из-за сложной ситуации в Ливии на нее не были распространены квоты ОПЕК+, но это больше игнорировать нельзя. Сегодня в Ливии добывается не менее 1,1 млн баррелей в сутки, и это уже сказалось на мировом рынке.