Алексей Скабалланович: «В ближайшее время праздник продолжится»

Алексей Скабалланович родился в Москве. В 1993 г. окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «теоретическая ядерная физика». На фондовом рынке с 1994 г. В 2015 г. присоединился к УК «РЕГИОН Эссет Менеджмент», где занимает должность управляющего активами. Ориентировочный объем активов под управлением – около 30 млрд рублей.

Алексей Скабалланович: «В ближайшее время праздник продолжится»
© Финансовая газета

УК «РЕГИОН Эссет Менеджмент» создана в 2002 г. В настоящий момент в составе Группы УК «РЕГИОН» занимает 3-е место в ренкинге крупнейших управляющих компаний России с совокупным объемом активов в управлении 858 млрд рублей.

«Наличие пандемии – это гарантия активной поддержки экономики»

– Как вы в целом оцениваете ситуацию на финансовых рынках?

– Очевидно, что мы входим в период турбулентности. Думаю, что никому на этой планете не известно, как будут в итоге разрешены вопросы с выборами в США. От американского же рынка очень многое зависит для всех остальных рынков. Если Трамп найдет силы признать свое поражение – это одна история. Если же нас ждут бесконечные суды, оспаривание результатов – совсем другая. Мне вообще не хотелось бы фантазировать по данному поводу. Мы должны просто отнестись к тому, как это произойдет, как к данности. И жить дальше, исходя из того, что имеем.

– А если оставить в стороне политику?

– Я считаю, что экономическая ситуация в США в целом позитивная с точки зрения перспектив фондового рынка, потому что и республиканцы, и демократы в принципе намерены всеми силами поддерживать экономику. Другое дело, что механизмы различаются. То есть Трамп, как бывший предприниматель, склонен поддерживать непосредственно бизнес через снижение налогов, снижение ставки с помощью протекционистских мер. Вплоть до торговых войн. Демократы, как выходцы из государственных структур, более склонны к другому пути – перераспределению того, что отбирает государство у предпринимателей. То есть к повышению налогов и направлению этих средств на то, что им кажется важным, к стимулированию, может быть, не очень эффективных, но более правильных, с их точки зрения, производств. Не только социально ориентированных, но и таких, как, например, зеленая энергетика, которую, судя по всему, сейчас ожидает расцвет.

– С точки зрения инвесторов, влияние на рынок смены приоритетов экономических властей США – это вопрос месяцев, лет, десятилетий?

– Я думаю, что это вопрос пары лет, а на большие сроки заглядывать вперед вообще нет никакого смысла, потому что есть гораздо более крупные экономические явления. Например, грандиозный долг США. И как этот фактор проявит себя в будущем, совершенно непонятно. Возможны разные сценарии. Например, американцы могут начать девальвировать доллар, чтобы уменьшить стоимость долга, а могут просто продолжать его наращивать до бесконечности. Или можно попытаться уменьшить долг за счет увеличения налогов с одновременным повышением эффективности производства. Сейчас это кажется фантастическим сценарием, но теоретически такая возможность есть. Какой из путей будет реализован – непонятно. Это как раз вопрос десятилетий. Я думаю, инвесторам нет смысла на этом фокусироваться.

– Хорошо, а чего ждать в перспективе следующего года?

– Следующий год пройдет под знаком поддержки экономики. Вне зависимости от того, какая будет администрация, ФРС США продолжит печатать деньги. Вопрос цифры – один, два или три триллиона долларов. Но все равно это будут деньги достаточно большие, чтобы поддержать экономику. Вне зависимости от тех способов, которыми эти средства будут распределяться, они будут вбрасываться в экономику США. Причем я совершенно не удивлюсь, если ФРС начнет скупать на свой баланс не только Treasures и не только корпоративные облигации, о чем они заявили в апреле этого года, но также и акции. То есть американский центробанк начнет активно напрямую поддерживать предприятия.

– Звучит довольно необычно.

– Почему же? Сейчас ФРС делает это в основном косвенно, скупая госбумаги. Treasures растут в цене, корпоративные бонды подтягиваются, предприятия могут выпускать больше дешевых долгов. Следующий логический шаг – скупать корпоративные облигации напрямую. Он уже анонсирован. Третий шаг – напрямую покупать допэмиссии акций. Да, это выглядит пока немножко фантастично, но, на мой взгляд, логично. Ничто не мешает это делать. Поэтому считаю, что в следующем году или даже в следующем электоральном цикле рынок в целом ждет рост, хотя отдельные локальные падения могут случаться.

– А как же пандемия?

– Как ни странно, наличие пандемии – это на самом деле некая гарантия того, что активная поддержка экономики правительствами и центральными банками будет продолжаться. И американский фондовый рынок на горизонте нескольких лет ждет неплохое будущее.

– Но ведь прямое финансирование экономики центробанками за счет эмиссии неизбежно придет к обесцениванию самих денег. Не так ли?

– Инфляция будет, она идет. Мы прекрасно помним, что доллар в 2000 году обладал совершенно другой покупательной способностью, нежели сейчас. Это процесс неизбежный, потому что происходит рост рынка не за счет роста экономики, а за счет просто вливания денег, в конечном итоге это доходит до потребителя. Другое дело, что в американских магазинах цены растут очень медленно, поэтому процесс не так заметен.

– Тогда возникает вопрос: не лучше ли вкладываться в какие-то ценности, которые нельзя эмитировать? Земля, недвижимость. Есть паевые фонды, ETF, ориентированные на соответствующие классы активов.

– Если смотреть на длинную перспективу, по идее фонд недвижимости должен выиграть относительно вложений в акции предприятий. Потому что в конце концов случится какой-то кризис, предприятие начнет себя хуже чувствовать, его акции упадут. Но на коротком промежутке времени ситуация обратная: сейчас деньги выбрасываются в экономику, она растет, производство растет, а недвижимость стоит, условно говоря, без дела, никаких супердоходных объектов нет, а если есть – они оцениваются адекватно рынку. Если это рассматривается как защита капитала, то, наверное, фонд недвижимости хорош. Но сейчас я думаю, что какой-нибудь ETF на S&P 500 будет расти быстрее.

«Совершенно не обязательно доходить до мусорных облигаций»

– Тем не менее, несмотря на денежные вливания, в экономике пока спад. Насколько вероятны в нынешней ситуации дефолты?

– Корпоративные дефолты на американском рынке сейчас будут происходить все реже и реже в связи с дешевым финансированием, возможным выкупом бумаг ФРС. Думаю, уже в следующем году мы увидим то, что называется «гонкой за выкуп дешевизны». Люди перестанут обращать внимание на кредитное качество бумаг, будут покупать подряд все бумаги, в которых есть доходность. Соответственно, если инвесторы не будут обращать внимание на кредитное качество, то предприятия, которые испытывают финансовые сложности, просто будут выпускать еще больше бумаг, затыкать дыры. Даже если кредитное качество плохое, пообещали, условно говоря, купон в 10% годовых – и бумаги ушли влет.

– Известно, чем кончается строительство финансовых пирамид.

– Понятно, что потом все рухнет и все эти бумаги с десятыми купонами никакое производство не окупит. Но в ближайшее время праздник продолжится.

– Вы предпочитаете инвестировать в акции или в облигации?

– Моя основная работа – управление средствами негосударственных пенсионных фондов. Наш основной акцент – на защиту капитала, поэтому мы, естественно, ориентированы на облигации. Я считаю облигации более надежным и прогнозируемым инструментом, при этом приносящим достаточную доходность. Акции все-таки более непредсказуемый инструмент, особенно на коротком временном промежутке.

– Вы сказали, что ожидаете, что в ближайшее время будет мало дефолтов. То есть, с точки зрения частного инвестора, хорошая идея сейчас – собрать портфель из мусорных облигаций?

– Давайте тут разделим две вещи. Первое – да, на мой взгляд, подобная стратегия будет прибыльной. Второе – я бы никогда никому из своих клиентов не рекомендовал формировать такой портфель. И сам, соответственно, инвестировать так средства не буду. Там есть риск, который, на мой взгляд, неприемлем. Я не покупаю облигации качеством ниже ВВВ. Просто принципиально.

– Тем не менее это сулит доход. В портфеле должна быть, видимо, часть, которая позволит заработать?

– Да, но совершенно не обязательно для этого доходить до мусорных облигаций. Облигаций на рынке десятки тысяч, можно найти приличного качества. Просто надо разбираться, понимать, что происходит в конкретных компаниях, и тогда можно найти хорошую доходную историю. И, наверное, в следующем году все будет неплохо с этими бумагами. Но я не знаю, когда эти хорошие истории станут плохими. То есть понятно, что в какой-то момент поддержка экономики прекратится, но цены на бонды при этом начнут падать гораздо раньше. Так что здесь все зависит от приоритетов – заработать или сохранить. Для меня на первом месте – сохранение средств. У многих людей иначе. Они зарабатывают на чем-то еще, и у них есть какие-то деньги, которые они могут инвестировать в более рискованные активы. Для таких инвесторов, возможно, портфель из рискованных высокодоходных облигаций сейчас – хорошая инвестидея.

– А так ли уж много можно заработать? Вы сами сказали, что есть печатный станок, есть угроза инфляции. Вместе с тем ставки по многим бумагам сейчас околонулевые, иногда – отрицательные в реальном выражении. Но уж точно не высокие.

– Из этого как раз сразу вытекает потенциал роста. Потому что если корпоративные бумаги имеют какую-то положительную доходность, то при нарастании предложения денег их доходность падает. И если брать длинные бумаги, сроком до погашения 20–25 лет, даже при снижении доходности на полпроцента это даст рост котировок на несколько процентов. В процентах годовых получается уже двузначное число.

– Вы говорили, что сейчас доходные корпоративные облигации – хорошая история. Но рано или поздно этот праздник закончится. Что для вас станет триггером, сигналом, что история становится плохой?

– Во-первых, это полное окончание пандемии. Во-вторых, когда мы услышим, что в конгрессе США начнут говорить, что у них слишком большой долг и что-то надо с этим делать, перестать наращивать баланс ФРС. И когда эти разговоры перейдут в практическую плоскость, возникнет реальная угроза повышения ставки ФРС, значит, все, конец сказочке, эта история завершится. Другое дело, что до этого она может длиться очень долго.