Эксперты не ждут эйфории на рынках при принятии стимулирующих мер в США

МОСКВА, 4 дек — ПРАЙМ. Обещанный пакет помощи экономике США в 1,8-2,2 триллиона долларов за месяц в период подсчета голосов за победившего в президентской гонке кандидата заметно похудел; сейчас опрошенные РИА Новости аналитики полагают, что более реалистично он выглядит в 0,5-1 триллион долларов помощи, что вряд ли вызовет эйфорию на фондовом рынке, с учетом трудностей согласования в Сенате любого пакета.

Эксперты не ждут эйфории на рынках при принятии стимулирующих мер в США
© © РИА Новости. Вера Голосова

Ранее нынешний президент США республиканец Дональд Трамп обещал помощь в размере 1,8 триллиона долларов, а набравший, возможно, большее число голосов на выборах 3 ноября демократ Джо Байден — 2,2 триллиона долларов. В первый день декабря группа сенаторов от обеих партий США представила проект экстренной поддержки для американской экономики в связи с пандемией коронавируса на 908 миллиардов долларов. По информации издания Axios, авторы проекта рассчитывают утвердить экстренный пакет помощи вместе с бюджетом на 2021 финансовый год, что, как ожидается, должно произойти 11 декабря.

ПОЧЕМУ "ПОХУДЕЛ" ПАКЕТ ПОМОЩИ

"У США нет шансов не печатать деньги. … Впрочем, они уже напечатали: если вы зайдете на счет казначейства США, у них на счете уже лежит 1,6 триллиона долларов. Плюс возвращаются неизрасходованные ФРС 400 миллиардов долларов, то есть администрация Байдена уже имеет денежный запас в 2 триллиона долларов. Поэтому программу стимулирования точно объявят, вопрос в том, кто сколько получит,… и эти деньги окажутся на рынке", — сказал управляющий партнер компании WMHUGS Эрик Найман.

Если речь идет о пакете помощи в связи с коронавирусом, то там уже нет давно оценки в 2 триллиона долларов, она пропала с того момента как республиканцы заняли 50 мест в Сенате, отмечает портфельный управляющий УК "Альфа Капитал" Марк Доникян.

"Для абсолютного большинства им (республиканцам – ред.) необходимо победить в Джорджии, где будут избираться еще 2 сенатора. Выборы пройдут 5 января. Для большинства демократам надо забрать 2 места, тогда голосов будет 50 на 50 и решающим голосом будет голос вице-президента, который будет демократом. В этом случае можно ожидать более существенных фискальных стимулов, но только в 2021 году, но такой сценарий на наш взгляд выглядит маловероятным", — поясняет он.

Руководитель отдела макроэкономического анализа ГК "Финам" Ольга Беленькая также указывает на сложности по передаче и разделению власти в США на разных уровнях, что затрудняет принятие большого пакета, по меньшей мере, до инаугурации нового президента, которая должна состояться 20 января 2021 года.

"Пакет стимулирующих мер по предвыборной программе Байдена мог бы составить более 2 триллионов долларов, включая масштабную финансовую помощь Штатам, малому бизнесу, системе здравоохранения, сохранение повышенных пособий по безработице. Это означало бы мощную поддержку роста американской экономики и существенное расширение дефицита бюджета США", — отмечает эксперт.

Однако, поскольку демократам в результате выборов, по-видимому, не удалось получить большинство в Сенате (окончательно это станет ясно 6 января, после повторных выборов в Джорджии, где будут избираться 2 сенатора), маловероятно, что республиканское большинство в Сенате согласится на столь крупный пакет стимулов, считает она. Дело в том, что переговоры о подобном законопроекте велись в Конгрессе при администрации Трампа несколько месяцев и неизменно заходили в тупик, напоминает аналитик.

ЭЙФОРИИ НЕ БУДЕТ

Вполне вероятно, что пакет от 0,5 триллиона долларов до 0,7 триллиона долларов может быть принят до конца 2020 года, полагает Доникян из УК "Альфа Капитал". Вероятно, что источником финансирования выступят заимствования на открытом рынке, считает эксперт.

"Динамика рынков будет зависеть от размера принятого пакета. Несмотря на это, мы не ожидаем существенного роста, так как, на наш взгляд, рынки уже частично закладывают принятие нового пакета помощи, и динамика будет в основном определяться его размером", — приходит к выводу он.

"По оценкам, реальный пакет мер бюджетной поддержки, который мог бы согласовать Байден при разделенном Конгрессе, может быть близок к 0,5-1 триллиона долларов. Это тоже весьма неплохо, однако, на наш взгляд, вряд ли вызовет эйфорию на рынках, поскольку новые меры поддержки заложены в ожидания и поддерживают позитивную динамику на мировых рынках", — резюмирует Беленькая из ГК "Финам".

С ее точки зрения, источником финансирования дополнительных госрасходов, направленных на поддержку работающих семей, малого бизнеса, здравоохранения и на сокращение неравенства, судя по программе Байдена, должно стать увеличение налоговой нагрузки (как корпоративных, так и личных налогов, особенно с состоятельных граждан). Однако и в этом вопросе разделенный Конгресс может существенно ограничить возможности президента, считает она.

"Кроме того, вряд ли повышение налогов целесообразно до выхода американской экономики из кризиса. Пока же главным источником финансирования госрасходов остается увеличение бюджетного дефицита и госдолга США. И хотя здесь тоже многое будет зависеть от Конгресса, рынок с оптимизмом принял сообщения в СМИ о намерении Байдена назначить министром финансов Джанет Йеллен, экс-руководителя ФРС (решение должен также утвердить Конгресс). Судя по ее мягкой политике в период руководства ФРС и по недавним высказываниям, она готова поддержать увеличение госрасходов для восстановления экономики и рынка труда", — добавляет Беленькая.