Чем обернется госрегулирование тарифов такси? Эксперты комментируют законопроект

В законопроекте о такси предложили установить регулируемые тарифы на поездки в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Также документ предлагает ставить в машинах датчики контроля усталости и проверять водителей на знание города. Агрегаторы и члены ОНФ предложения уже раскритиковали. А вот столичный департамент транспорта инициативу поддержал.

Чем обернется госрегулирование тарифов такси? Эксперты комментируют законопроект
© BFM.RU

Закон о такси дорабатывается уже шестой год. Пять раз его вносили в Госдуму и пять раз отзывали. В разное время выходило три резолюции, почему этот закон неприменим на практике. За шесть лет текст законопроекта сократился на треть. Депутаты обсуждали, как регулировать работу агрегаторов, делать ли обязательной установку тахографов и таксометров, как должен выглядеть автомобиль такси. Пока самое громкое новшество — запрет на работу в такси водителям без российских прав и гражданства.

В ноябре 2020 года в документ внесли предложение обязать всех таксистов подключаться к агрегаторам. А сейчас депутаты предлагают ввести фиксированные тарифы на поездки в трех городах, включая Москву. В столичном департаменте транспорта пояснили, что мера позволит не снижать зарплаты водителям. В компании «Ситимобил» считают, что регулируемые тарифы приведут к росту цен на поездки, говорит глава пресс-службы агрегатора Полина Ломоносова.

Полина Ломоносова руководитель пресс-службы «Ситимобил» «Рынок такси и вообще вся сфера таксомоторных перевозок очень пластичная, изменения происходят постоянно. И если тарифы будут так или иначе установлены, насколько это поможет водителям и пассажирам? Насколько сможет государство быстро изменять эти тарифы в зависимости от того, что будет происходить непосредственно на рынке? Это еще один аргумент, который стоит использовать, чтобы донести нашу позицию по этим тарифам. Если в новой версии закона будет принято решение о том, что тарифы будут устанавливаться непосредственно региональной властью, то мы более чем уверены, что это приведет к их повышению. А если тарифы поползут вверх, то цена на поездку будет увеличена, это логично. Количество поездок и спрос будет так или иначе снижен, поэтому это отразится на заработке водителей».

В «Яндекс.Такси» назвали регулирование тарифов «медвежьей услугой» водителям, которая может только ухудшить ситуацию на рынке: тариф больше — поездок меньше, а значит, и работы тоже меньше. В ОНФ также раскритиковали проект. Среди аргументов там привели и такой: минимальный тариф на поездку на такси, например, в 250 руб., объем перевозок упадет на 30%, заработок водителей снизится на 10–15%. В этих расчетах общественники сослались на экспертов рынка.

С другой стороны, гарантии у водителей все же должны быть, считает гендиректор «Формулы такси» Богдан Коношенко:

Богдан Коношенко генеральный директор «Формулы такси» «В борьбе за доли рынка агрегаторы существенно снизили стоимость поездки. С одной стороны, это положительно сказывается на количестве поездок и на том, что на сегодняшний день многие пользуются услугами такси именно по этой причине. Нужно посмотреть и в другую сторону: сегодня у перевозчика практически не остается денег на поддержание всех мер, которые описаны даже в действующем законе, мер, касающихся и путевых листов, безопасности и так далее. Водитель вынужден перерабатывать длительное время, поэтому комитет Московской торгово-промышленной палаты не один раз обсуждал этот вопрос и пришел к выводу, что необходима минимальная ставка оплаты времени водителя, находящегося на линии. Нужно также понимать, что в случае повышения тарифов на поездки в такси количество таких поездок, безусловно, сократится. Мы это понимаем. Но и находиться в той ситуации, в которой мы находимся сегодня, когда у перевозчика практически не остается денег, а водитель перерабатывает, тоже ненормально».

Кроме регулирования тарифов, предлагается запретить таксистам выходить на линию с тремя неоплаченными штрафами, установить в салоне датчики контроля усталости водителя, а также разрешить регионам проводить аттестацию таксистов на знание города. Вопросов нет только к идее со штрафами, говорит таксист, председатель общественного движения «Форум Такси», Олег Амосов:

— Датчик усталости прописывать в законе, конечно, глупость. Потому что это связано с искусственным интеллектом, так как искусственный интеллект сам не прописан ни в одном законе, то это еще не апробированные инновации. Это нереально даже сделать.

— Как вы прокомментируете пункт о тестах на знание города?

— Кто будет эти тесты проводить? Это должен быть какой-то орган, куда приезжают водители, проходят эти тесты или как? Или это будет происходит в таксопарке? Зачем проходить эти тесты водителю, который в такси десять лет отработал?

Предложение о минимальной планке тарифов еще шесть лет назад вносил столичный дептранс, но идею отклонила Федеральная антимонопольная служба. Ведомство заявило, что не может быть ни нижней, ни высшей планки тарифов. Считалось, что рынок сам все отрегулирует. Он так и сделал. И неясно, зачем его нужно ограничивать сегодня.