Лариса Павлова: «Вовсе не обязательно, чтобы каждый месяц цены росли ровно на 4% в годовом выражении»

Какая связь между изменением цен и пандемией? Почему в Нижегородской области выросла стоимость авиабилетов и обучения в автошколах? О допустимых значениях инфляции говорим с начальником Волго-Вятского ГУ Банка России Ларисой Павловой. – Лариса Вальтеровна, пандемия коронавируса была в центре внимания на протяжении всего этого года и, возможно, будет и в следующем. Как она отразилась на инфляции в Нижегородской области? – В период пандемии годовая инфляция в Нижегородской области преимущественно ускорялась. В марте она составляла 2,8%, а в октябре – 4,8% . В основном это объясняется действием временных факторов. Например, повышенным спросом. Весной, как вы помните, люди для поддержания иммунитета покупали лимоны, а, готовясь к самоизоляции, приобретали продукты с длительным сроком хранения и товары длительного пользования. Граждане активно запасались крупами, приобретали ноутбуки и другую технику для организации рабочего места дома в связи с массовым переходом на дистанционный режим работы. Кроме спроса на цены тогда также повлияли сложности с поставками из-за рубежа и ослабление рубля. Когда ограничения стали снимать, люди смогли купить то, что неудобно было приобретать из-за закрытых магазинов, – к примеру, одежду, мебель, даже автомобили. Вновь открылись парикмахерские и салоны красоты, другие организации из сферы услуг. Это отчасти подтолкнуло цены вверх. Сейчас влияние отложенного из-за противоэпидемических ограничений спроса на инфляцию в основном исчерпано. Но ослабления рубля все еще сказывается на ценах. Это видно, в первую очередь, на непродовольственных рынках, например, на рынке автомобилей. С другой стороны, есть и разовые факторы, которые временно замедляют инфляцию. К примеру, в текущей эпидемической ситуации Минобрнауки России рекомендовал ограничить рост цен на образовательные услуги, и в нашем регионе государственные вузы не повышали стоимость обучения в сентябре. – А есть в Нижегородской области товары, которые дешевеют? – За год подешевело почти 15% товаров и услуг из потребительской корзины, а в нее входит более 500 позиций. По сравнению с прошлым годом подешевели вещи, нужные в холодное время года: перчатки, женские пальто, зимние сапоги, мужские куртки. Из продуктов подешевела, например, свинина. В Нижегородской области продолжается строительство крупных животноводческих комплексов, что способствует наращиванию производства и, как следствие, замедлению роста и даже снижению цен. В период пандемии многие стали меньше перемещаться по городу, путешествовать по области и перекусывать на ходу, поэтому снизились цены на услуги санаториев и на фастфуд. Отдельная история – цены на лимоны. После весеннего пика средняя стоимость этих цитрусовых снижалась и в сентябре стала даже ниже прошлогодней. Но в октябре лимоны снова подорожали, вероятно, из-за ослабления рубля и роста спроса (выше традиционного сезонного). Правда, подорожание не такое сильное, как весной. Как любитель чая с лимоном и медом, я сама это отмечаю на бытовом уровне. Мед, кстати, сейчас дорожает довольно медленно. – Если говорить об инфляции, есть ли у Нижегородской области особенности на фоне остальной страны? – В целом уровень и динамика инфляции в нашем регионе близки к общероссийским показателям, но некоторые различия все же есть. Например, у нас в области молоко дорожает ощутимо медленнее, чем в целом по стране, благодаря активному развитию молочной промышленности. Различается динамика цен на обучение вождению. Нижегородские автошколы за год в среднем снизили цены, а в целом по стране – увеличили на 1,2%. Различие в динамике объясняется тем, что конкуренция на рынке автошкол в Нижнем Новгороде более высокая, чем в среднем по России. Обратная ситуация наблюдается со стоимостью авиабилетов. В регионе стоимость полета эконом-классом за год подорожала, а в целом по стране цены снизились. При действии ограничений на международное авиасообщение нижегородцы активно летали на отдых внутри страны. – Банк России ставит своей целью поддержание инфляции вблизи 4%. Но, например, в октябре она в Нижегородской области была выше. Как это оценивать? – Вовсе не обязательно, чтобы каждый месяц цены росли ровно на 4% в годовом выражении. Учитывая сложность экономики и многообразие факторов, которые оказывают на нее влияние, это почти невозможно. Так что краткосрочные колебания инфляции вблизи 4% вполне допустимы. Банк России реагирует мерами денежно-кредитной политики именно на устойчивые тенденции. Но главное – цель по инфляции установлена для страны в целом, а в регионах может наблюдаться некоторый разброс в темпах прироста цен. Это естественно с учетом действия специфических, локальных факторов. К ним относятся, в том числе, развитие собственного производства, вклад транспортных издержек, особенности климатических условий, уровень доходов населения и другие. В частности, доходы определяют потребительскую активность, которая, в свою очередь, влияет на динамику цен. – А почему цель именно «вблизи 4%»? Почему не установить интервал значений? – Хороший вопрос. Почему, к примеру, не диапазон в 3-5%? Коридор значений может вызвать неверные ожидания действий Банка России. Например, инфляция вышла за пределы коридора в результате действия достаточно сильного, но кратковременного фактора, и по прогнозу темп прироста цен вскоре «самостоятельно» вернется к цели. В этом случае реакция Банка России не требуется, а общество при этом может ждать изменения ключевой ставки. Или наоборот. Инфляция на цели, но прогноз говорит о существенном и продолжительном отклонении в будущем. Банк России должен предупредить ускорение роста цен повышением ключевой ставки. А для общества такое поведение может выглядеть необоснованным. – Каких цен ждать нижегородцам в будущем? – По нашей оценке, на краткосрочном горизонте инфляция в регионе еще может повышаться, но в среднесрочной перспективе перевешивают скорее факторы, замедляющие инфляцию. На это может повлиять ситуация с распространением коронавируса. – А какой прогноз по инфляции в целом по стране? – В целом по стране Банк России прогнозирует инфляцию по итогам 2020 года в интервале 3,9 – 4,2%, за 2021 г. прирост цен составит 3,5 – 4,0% и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Лариса Павлова: «Вовсе не обязательно, чтобы каждый месяц цены росли ровно на 4% в годовом выражении»
© Нижегородская правда