Войти в почту

ЕЦБ продлит программу экстренной покупки облигаций

Investing.com — Европейский центральный банк продлит свою программу экстренной покупки облигаций на заседании совета управляющих в четверг.

Экономисты ожидают, что «пакет» размером 1,35 трлн для Программы чрезвычайных закупок для борьбы с пандемией (PEPP) будет увеличен еще на 500 млрд евро, и что центральный банк расширит «горизонт» закупок в рамках программы на 6 или даже на 12 месяцев. Недавняя практика предполагает также, что ЕЦБ добавит к этому формулировку, которая «откроет двери» для дальнейшего расширения.

Некоторые воспримут это как положительный момент, особенно если они владеют государственными облигациями еврозоны (в основном, это банки и страховщики еврозоны). Ожидания того, что и без того сильнейшее присутствие ЕЦБ на этом рынке станет еще более удушающим, впервые на этой неделе подтолкнули доходность португальских долговых бумаг ниже нуля, в то время как доходность облигаций Испании колеблется около нуля. Обе страны чуть не вышли из зоны евро девять лет назад из-за серьезных долговых проблем.

Однако трудно заметить, что такого положительного есть в еще одном инциденте, когда чрезвычайная мера, которая должна была стать временной, постепенно превращается в еще один постоянный инструмент политики. Особенно, когда результат должен показать, вне всяких разумных сомнений, что естественная, безрисковая норма доходности капитала в Европе сейчас является отрицательной.

ЕЦБ любит сосредотачиваться на сигналах, которые он хочет послать. Ему нравится показывать, что он не «без оружия» и способен влиять на результаты. Однако его инструментарий просто не подходит для текущей ситуации.

«Разговоры о попытках стимулировать экономику, когда правительства пытаются замедлить экономическую активность из соображений общественного здравоохранения, не особо полезны, — сказал в утреннем подкасте Пол Донован, главный экономист UBS Global Wealth Management. — Перед нами не стоит кредитный кризис. Вместо этого правительства забирают деньги у предприятий и потребителей посредством карантина, а структурные изменения приводят к окончательному упадку отдельных частей экономики».

Конечно, ЕЦБ по-прежнему играет роль в поддержании порядка на финансовом рынке, и несомненно, что PEPP так и сделала во время весенней паники. Но то, что он делает сейчас, совсем не похоже на то, что думает его руководство. В интервью Bloomberg на прошлой неделе член совета директоров банка Изабель Шнабель назвала рынок облигаций «спокойным». При всем уважении к фрау Шнабель, он не «спокоен», а в корне искажен центральным банком, который будет владеть почти половиной государственного долга еврозоны к тому моменту, когда прекратит действие PEPP.

Когда дело наконец дойдет до этой стадии, банк, несомненно, будет по-прежнему утверждать, что он не нарушал принцип денежного финансирования, даже несмотря на то, что сегодняшние меры явно предназначены для финансирования дефицитов бюджетов, которые остаются заоблачно высокими уже второй год подряд. Не дай бог, чтобы рынок определял реальную цену суверенного риска Испании или Португалии в сегодняшних обстоятельствах. Или, если уж на то пошло, прошлогоднего риска. Или риска в следующем году. Или еще через год.

ЕЦБ уже погубил определение стоимости суверенного риска. И он всего лишь в шаге от того, чтобы сделать то же самое с частным кредитным риском, заигрывая со схемами, которые будут наказывать одни действия и вознаграждать другие под видом инициативы по смягчению последствий изменения климата, как будто это может каким-то образом компенсировать рост спроса на нефть на развивающихся рынках или уничтожение тропических лесов Амазонки.

Все сегодняшние решения являются частью одной и той же модели. ЕЦБ, неспособный признать пределы того, что он может или должен делать, сталкивается с размыванием миссии — пытается разрешить кризисы, которые он не может решить, опасаясь потерять исключительную привилегию политической независимости, если покажется, что он делает слишком мало.

Справедливости ради нужно сказать, что у официальных лиц банка имеются самые лучшие намерения, они в течение многих лет заявляют, что от них нельзя ожидать, что они сделают то, что должны делать правительства. Тем не менее, вопиющие противоречия в политике банка все труднее игнорировать. Это к добру не приведет, и не может привести. Единственное утешение заключается в том, что окончательную оценку пока что можно сделать за рамками относительных временных рамок большинства инвесторов.

Автор Джеффри Смит