Войти в почту

Рынок нефтепродуктов: биржа вместо демпфера

МОСКВА, 10 дек – ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. В этом году значительно увеличился объем торговли нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Несмотря на "демпферный механизм", введенный для стабилизации ситуации на внутреннем рынке моторного топлива, колебания цен на нефтепродукты во время пандемии коронавируса были рекордными.

Рынок нефтепродуктов: биржа вместо демпфера
© РИА Новости

Участники рынка стали активно использовать возможности, которые предоставляет СПбМТСБ, для реализации или покупки нефтепродуктов. Минэнерго и ФАС готовят совместный приказ с целью увеличения нормативов биржевых продаж нефтепродуктов для доминирующих компаний с учетом изменений ситуации на рынке в условиях пандемии.

ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫРОСЛИ

Во время проведения ежегодного форума "Биржевой товарный рынок" глава СПбМТСБ Алексей Рыбников сообщил о значительном росте продаж нефтепродуктов на биржи.

"Раньше каждая пятая тонна нефтепродуктов российского рынка продавалась на бирже. А по итогам сложного 2020 года — кризисного и пандемического — уже каждая четвертая тонна бензина, каждая четвертая тонна авиакеросина и 30% дизельного топлива, которые поступают на внутренний рынок, продаются на бирже", — заявил глава СПбМТСБ.

По словам представителей СПбМТСБ, на нефтепродукты приходится около 90% от оборота всех биржевых торгов в денежном эквиваленте. Кроме нефтепродуктов, на биржевых торгах реализуются газ, минеральные удобрения и лес.

В условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса, СПбМТСБ смогла обеспечить бесперебойную работу совей электронной торговой площадки и системы клиринга.

"Возможность дистанционной работы при совершении операций, прозрачность сделок и гарантии их исполнения — вот те преимущества, которые продемонстрировала СПбМТСБ в текущей непростой ситуации", — сказал Рыбников.

Из-за падения спроса на моторное и авиационное топливо во время пандемии коронавируса нефтеперерабатывающие компании стали активно использовать для реализации своей продукции возможности, которые предоставляет биржа.

СПбМТСБ сумела справится со значительным ростом объема торгов и создать рыночный механизм ценообразования на рынке в противовес "демпферному механизму", который был внедрен финансовым блоком правительства для недопущения роста цен на моторное топливо внутри России.

КОРРЕКТИРОВКА СОВМЕСТНОГО ПРИКАЗА

Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов во время выступления на форуме в режиме видеосвязи особо подчеркнул, что колебания цен на нефтепродукты в этом году были "рекордными, несмотря на демпфер". Обвальное падение и взлет цен, связанные с введением и ослаблением ограничений во время пандемии, свидетельствуют, что нефтеперерабатывающая отрасль и рынок нефтепродуктов являются инертными структурами, поскольку в них решения принимаются в течение 1-2 месяцев.

Кроме того, Рубцов сообщил, что Министерство энергетики и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) продолжают обсуждать корректировку совместного приказа о нормативах биржевых продаж нефтепродуктами. Однако параметры приказа "должны быть аккуратны и учитывать сложности", с которыми столкнулись НПЗ в 2020 году сложности для НПЗ.

"Перерабатывающие заводы практически весь год находятся в сложном состоянии. При этом компании, реализуя свои программы, полностью обеспечивают рынок", — особо подчеркнул Рубцов.

Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Армен Ханян сообщил, что уже в этом году должен быть представлен проект приказа об увеличении объемов обязательных минимальных продаж топлива на бирже.

"В дальнейшем — систематизировать и правила для недоминантов, ввести ответственность за нерегулярность и неравномерность, чтобы минимизировать волатильность. И мы поставили задачу погрузить в совместный приказ инструменты срочного рынка", —добавил представитель ФАС.

В настоящее время действуют нормативы биржевых продаж нефтепродуктов для доминирующих компаний: бензина — 10% объема производства, дизтоплива — 6%, авиатоплива — 10%, мазута — 2%, сжиженных углеводородных газов (СУГ) — 5%. Ранее сообщалось, что ФАС и Минэнерго согласовали увеличение норм продаж: бензина до 11%, дизтоплива до 7,5%, а также возможное их дальнейшее увеличение. Однако окончательно параметры совместного приказа еще не утверждены.

В Минэнерго и ФАС считают, что рост объемов торгов нефтепродуктами на бирже во время пандемии — явление временное, поэтому повышение нормативов обязательных продаж нефтепродуктов на бирже по-прежнему необходимо.

РАБОТА ПРОДОЛЖИТСЯ

Участники форума отметили, что СПбМТСБ добилась больших успехов в создании репрезентативных индексов на внутреннем рынке нефтепродуктов, но необходимо продолжать работу с цель совершенствования системы ценообразования. Кроме того, предстоит создать систему рыночного ценообразования для других товаров, которые реализуются на бирже.

"Биржа продолжит работу над решением долгосрочных задач: транспарентные индексы (ценовых индикаторов – прим. ред.) рынка нефтепродуктов, внедрение рыночных элементов на газовом рынке, новый механизм ценообразования на российскую экспортную нефть, прозрачность рынка лесоматериалов", — сказал Рыбников.

Механизм ценообразования на Urals – основной российский сорт нефти, поставляемой на международный рынок – является важнейшей задачей. До сих пор цена на российскую нефть формируется за рубежом путем определения дифференциала – дисконта или премии – по отношению к североморскому эталонному сорту Brent. Но объемы поставок Urals в разы превышают объемы добычи североморских сортов, из которых состоит Brent. Цена на российскую нефть должна формироваться в России.