Акций Airbnb на всех не хватило

Сервис Airbnb провел одно из крупнейших IPO в 2020 году. При размещении цена акций была 68 долларов, а на первых торгах подорожала вдвое — до 139 долларов. На первых торгах капитализация в моменте превысила 100 млрд долларов. Это дороже Marriott, Hilton и Hyatt вместе взятых, подсчитал The Bell.

Акций Airbnb на всех не хватило
© BFM.RU

Однако далеко не все инвесторы смогли поучаствовать в IPO Airbnb. «Подал заявку, брокер зарезервировал деньги, но акции так и не пришли», — писали они в специализированных чатах. Один из несостоявшихся инвесторов рассказал подробности Business FM.

Александр решил участвовать в IPO Airbnb несколько недель назад. Заявку у брокера подал в начале прошлой недели по цене 60 долларов. Минимальная сумма участия — 10 тысяч долларов. Поскольку это IPO иностранной компании, то участвовать могли только квалифицированные инвесторы. В итоге из-за слишком высокого спроса получилась обидная ситуация, говорит частный инвестор, управляющий партнер Ad Astra Advisory Александр Борейко.

Александр Борейко частный инвестор, управляющий партнер Ad Astra Advisory «В среду, 9 декабря, где-то в 22:30 пришло СМС c уведомлением о том, что сумма заявки повышается с 60 долларов до 73. Тем, кто хочет участвовать по новой цене, нужно переставить заявку. Я переставил. На следующий день ожидалось начало торгов, но в приложении с заявкой ничего не происходило. Я связался с персональным менеджером, он сказал: ждем открытия американского рынка, это 17:30 по Москве. Все равно ничего не происходит. В итоге он пишет, что аллокация 0%. Акции можно купить после того, как они начнут торговаться в Санкт-Петербурге на бирже. Начались торги, цена акции выросла до 150 долларов. Я написал об этом в Facebook, и многие стали писать, что у них такая же ситуация, что практически у всех российских брокеров аллокация была 0%.

Аллокация — это доля удовлетворенных заявок. Когда высокий спрос, аллокация может быть 1-2%. А может оказаться нулевой. Проблема в том, что процесс участия в иностранном IPO непрозрачный. Ограниченный спрос может поддерживаться искусственно. Если не всем, кто подавал заявки, достаются акции, когда начинаются торги, эти инвесторы активно покупают на открытом рынке, и цена растет. Что и произошло в первый день торгов Airbnb, когда акции взлетели на 112%. Комментирует генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:

Станислав Машагин директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» «Если эти заявки не удовлетворены, как в случае с Airbnb, они все равно по-прежнему хотят купить эти бумаги, поэтому выставляют цену еще выше, чем была на предварительном сборе заявок. Из-за этого цена начинает расти в первые минуты, в первые часы торгов из-за неудовлетворенного спроса. Иногда это делается специально. В случае с Airbnb это совершенно точно было сделано специально. Изначально цена была занижена, для того, что бы был такой красивый «выстрел». Это непрофессиональная работа организаторов: влиять на такую волатильность в первый день торгов. Цена была определена неправильно, объем cобираемых денег был определен неправильно. Страдает от этого в первую очередь сам эмитент, потому что получил меньше денег, чем рассчитывал».

На рынке уже есть более честный подход — размещение на бирже напрямую через рыночный «стакан». Такие сделки уже были. Вероятно, со временем этих IPO будет больше. Но пока частные инвесторы вынуждены мириться и с такими рисками.