Дмитрий Янин: «Декабрь — худшее время для покупок со скидкой»
Все витрины наперебой сейчас завлекают покупателей сумасшедшими скидками, акциями, соревнуясь в щедрости обещаний… А так ли выгодны скидки в эти суматошные предновогодние дни? Про то, какие хитрости и ловушки используют торговые сети, «Инвест-Форсайту» рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Первое правило покупателя Сначала повысили, чтобы потом «скинуть» Тонкости, о которых стоит знать Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Алексей Филиппов / РИА Новости Первое правило покупателя — Когда все же выгоднее покупать подарки — в сезон скидок или заранее? — Первое правило — всегда помнить: ноябрь‑декабрь — худшее время для того, чтобы купить что-то со скидкой. Потому что условий для скидок в эти предпраздничные месяцы нет совсем: все бегают, ищут подарки, торговые сети не склонны упускать выгоду. Поэтому, несмотря на обилие обещаний типа «черная пятница» или «новогодняя распродажа», в сегменте одежды, электроники и т.д. — это тот период, когда на самом деле цены снижаются лишь в одном случае из десяти. Наши коллеги из потребительской ассоциации Великобритании провели любопытное исследование. Недавно они опубликовали результаты, которые получили, изучив цены прошлого года. Они выяснили: 95% товаров, которые продавались в серии распродаж «черной пятницы» 2019-го, в течение последующих шести месяцев стоили столько же либо дешевле. — Так когда выгоднее по-настоящему? — На распродажах в «мертвый сезон» — например, во вторую половину января, начало февраля или на июньских распродажах. Повторю: ноябрь‑декабрь — время так называемых псевдораспродаж, нужно ко всем обещаниям торговых сетей относиться скептически. Не обращать внимания на «70% скидка», «50% скидка», а смотреть на финальную цену, сравнивать ее (если вы уже некоторое время присматривались к этой вещи) с тем ценником, что был раньше. Сначала повысили, чтобы потом «скинуть» — Вы хотите сказать, цену повышают специально, чтобы потом дать «хорошую» скидку? — Этим приемом, кстати, уже пользуются и агрегаторы по продаже одежды. В канун распродаж происходит повышение цен, и вот эти 50–70%-ные скидки рисуются уже от новой цены. Если такие приемы раньше были характерны для обычных магазинов, сейчас ровно ту же тактику применяют онлайн-магазины, делая (где-то за неделю или пару дней) единовременное повышение цены, а потом от нее они и изображают большую скидку. Поэтому, повторяю: смотреть нужно на финальную цену, забывать про обещанные проценты, скидки… Вообще, критически подходить к этому действу и всегда сравнивать цены у разных поставщиков и в разных магазинах. — Неужели не бывает «честных» скидок? — Бывает. Минимум на 5%, максимум — на 15%. При этом, по большому счету, скидки идут круглогодично — в разных вариациях. Тонкости, о которых стоит знать — В «Законе о защите прав потребителей» есть такое положение: если вы хотите вернуть купленный товар, а он с тех пор подорожал, вам обязаны вернуть новую цену, а если он подешевел, то ту, которую вы заплатили. Эта норма работает? — Работает. Но есть множество нюансов. Во-первых, это не распространяется на товар надлежащего качества. Во-вторых, существует достаточно большой список исключений (он перечислен в специальном перечне правительства), на которые правило не распространяется вообще. Там, к примеру, практически вся электроника; мебель; все, что соприкасается с кожей; товары, которые связаны с гигиеной; духи; ювелирные украшения. За все такие товары, если они качественные, вернуть деньги нельзя вообще — ни по старой, ни по новой цене. Есть в законе и другой нюанс — бывают случаи, когда вам сначала нужно поменять товар на другой размер (или на другую модель) и только после этого требовать деньги. — В магазинах нередко можно встретить объявления: «купленные во время распродажи/акции вещи не подлежат обмену или возврату». Действительно не подлежат? — Нет, это все ерунда. — Но в торговых сетях обычно говорят: у нас такое правило, — и на этом стоят… — Это незаконно, поскольку противоречит федеральному закону «О защите прав потребителей», где четко оговорено: на все товары (кроме тех, что указаны в перечне правительства), купленные во время распродаж, распространяются общие правила. Единственный случай, когда магазин вам законно может отказать в обмене или возврате, такой. Если при продаже вам выдали документ (и вы подписались под ним), что распродажа/сниженная цена связана с определенным дефектом изделия. Другими словами, это не сезонная распродажа, а уцененка по причине дефекта. Например, у пальто, которое вы покупаете по сниженной цене, оторвана пуговица, поэтому его продают на 20% дешевле. В чеке прописывается: цена такая-то за конкретный дефект. Купив его, вы уже не сможете прийти и вернуть пальто в магазин. В остальных случаях это правило не действует. Если вы приобрели качественное пальто на распродаже, а вам, скажем, не подошел размер или цвет, вы можете его вернуть или обменять, как и любой товар, купленный вне рамок акции. — Где можно найти правительственный перечень товаров, которые обмену не подлежат даже в том случае, если в них нет дефектов? — В поисковик надо забить «Правила продажи отдельных видов товаров», или «Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену». Этому постановлению уже лет 20, если не больше. Главное — помнить: в части обмена/возврата качественного товара будет действовать не объявление в магазине, а вот этот правительственный перечень. Политика фирмы-продавца не может быть жестче, чем закон. Впрочем, справедливости ради, отмечу: многие компании идут навстречу покупателям. Так, несмотря на то что правительство разрешает мебель не обменивать, если она не подошла по размеру, насколько я помню, совсем недавно один крупный торговый дом начал ее обменивать. Аналогичные послабления ввели некоторые крупные компании — продавцы электроники: они стали идти на возврат денег и обмен техники по истечении определенного срока, несмотря на то что закон позволяет им этого не делать. Беседовала Елена Скворцова Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»