Утечка нефти в Бутинге поставила вопрос по будущему литовского транзита

Потеря белорусского транзита станет очередным ударом для литовской экономике, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов.

Утечка нефти в Бутинге поставила вопрос по будущему литовского транзита
© ФБА "Экономика сегодня"

Литва теряет порты и нефтяные доходы

В понедельник на нефтяном терминале Бутинге произошла авария, приведшая к загрязнению Балтийского моря. В море вылилось две тонны нефти, а километровое нефтяное пятно движется в сторону Латвии.

Нефтяной терминал в Бутинге принадлежит компании ORLEN Lietuva, являющейся дочкой польской компании PKN ORLEN.

Инфраструктура функционирует с 1999 года и является первым крупным проектом, реализованным в Литве после того, как эта республика получила в 1991 году независимость от Горбачева. Терминал способен принимать экспорт в объеме 8 млн тонн нефти и осуществлять экспорт в 6-8 млн тонн нефти. С открытия терминала на нем постоянно случаются нефтяные разливы.

В 2018 году Литва экспортировала нефтепродуктов на 4,25 млрд долларов. Нефть литовцы не добывают, поэтому это результат импорта. За 2018 год в Литву поступило сырой нефти на 3,53 млрд долларов, а нефтепродуктов на 771 млрд долларов.

Нефть литовцы покупают у многих стран, но чаще всего это танкерные поставки из России. Переработка обеспечивает литовцам внутреннее потребление и обеспечивает экспорт, который в основном уходит из терминала в Клайпеде.

Крупнейшим налогоплательщиком Литвы является НПЗ в Мажейкяйе, который с 2006 года принадлежит польскому концерну ORLEN. Поляки перехватили объект у «Лукойла» после распродажи иностранных активов «ЮКОСа».

В ответ «Лукойл» отказался поставлять туда сырье через нефтепровод «Дружба», а закупки нефти в Ираке, Колумбии, Норвегии, Ираке и Венесуэле привели к резкому снижению рентабельности предприятия.

В 2020 году ситуация в нефтяной отрасли Литвы снова ухудшилась. Во-первых, случился «коронакризис», а вместе с ним снижение потребления нефтепродуктов в ЕС, а во-вторых, обострились отношения Вильнюса и Минска.

После президентских выборов в Белоруссии литовцы начали раскручивать Тихановскую, что вызвало ответные действия Минска в виде решения о постепенном отказе от литовского транзита.

В середине декабря BNK (UK) Limited (дочка Белорусской нефтяной компании) «временно приостановила» экспорт через Клайпеду по новым контрактам. Данное обстоятельство стало угрозой для дальнейшей деятельности Klaipedos Nafta.

Если этот тренд будет переложен на белорусские калийные удобрения, то порт Клайпеды ожидает крах. Литовцы не смогут найти в Европе альтернативную белорусскому транзиту полезную нагрузку для своих объектов.

География привязала Прибалтику к РФ и Белоруссии

«Проблемой прибалтов является территориальное расположение: за пределами их границ находятся Россия и Белоруссия, поэтому другой тип транзита товаров географически невозможен», - констатирует Грибов.

В других странах ЕС свои порты, из-за чего прибалты могут рассчитывать только на российский, белорусский и украинский транзиты.

«Россия приняла решение максимально, насколько это возможно, отказаться от прибалтийских портов, и перевести транзит на себя. Для этого Москва построила инфраструктуру в Усть-Луге и дальше развивает порт Санкт-Петербурга, превратив его в главное экспортное направление на российском Западе», - резюмирует Грибов.

Российская политика стала причиной начала деградации прибалтийских портов, которые были созданы при СССР для экспорта товаров на Запад. До середины нулевых они каждый год демонстрировали рост, но теперь ситуация для них почти безвыходная.

«Литовцы хотели использовать инфраструктуру – в частности, порт в Клайпеде в рамках проекта «Один пояс – один путь», но это начинание не состоялось. Еще не надо забывать, что прибалтийские государства, особенно Латвия, почти полностью уничтожили свой рыболовецкий флот – это также делает неважными перспективы их портов», - заключает Грибов.

За годы независимости в Прибалтике развалились многие отрасли экономики. До 1991 года в регион ввозились дешевые ресурсы, а вывозились дорогостоящие товары, но индустриальный потенциал региона был уничтожен по требованию Евросоюза.

Аналогичная история с энергетикой: притчей во языцех стала судьба Игналинской АЭС в Литве.

Европейские партнеры уничтожили все отрасли прибалтийской экономики за исключением сельского хозяйства, сферы услуг и российского товарного транзита, но теперь ему приходит конец по политическим причинам.

«Определенные успехи есть у Эстонии, сделавшей ставку на зону разработки и создания программного обеспечения. Можно вспомнить эстонско-шведский проект Skype, поэтому дела в Эстонии лучше, чем в Литве и Латвии», - констатирует Грибов.

Что касается Литвы, то непонятно, чем она сможет заменить выпадающие доходы кроме европейских дотаций, которые и без того увеличились по бюджетному плану ЕС на 2021-2027. В нем Литва числится главным получателем субсидий среди прибалтийских стран.

«Литовцы хотели развивать сельское хозяйство, но территориальные особенности страны этого не позволяют. Я не вижу проектов, которые могут вывести прибалтийские экономики из современных проблем», - резюмирует Грибов.