От топливного конфликта Белоруссии и Литвы в проигравших останется Украина

Переброска литовских нефтепродуктов на Украину через Польшу скажется только на их цене, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

От топливного конфликта Белоруссии и Литвы в проигравших останется Украина
© ФБА "Экономика сегодня"

Компания Orlen Lietuva начала транспортировать нефтепродукты из Литвы на Украину в обход Белоруссии. Новый маршрут проходит через Польшу, а первая партия уже дошла до украинских клиентов.

Экономики Литвы, Белоруссии, Украины и России взаимосвязаны

Нефтепродукты производятся на Мажейкяйском НПЗ, который остается единственным нефтеперерабатывающим предприятием в Прибалтике. До 2006 года завод находился в собственности ЮКОСа, но затем был перехвачен польской группой Orlen.

Данный актив должен был получить «Лукойл», поэтому в ответ на смену собственника РФ прекратила поставки нефти в Мажейкяй через нефтепровод «Дружба». После этого литовцы стали покупать сырье танкерами через Балтийское море.

Это сильно ударило по себестоимости Мажейкяйского НПЗ, а увеличение транспортного плеча усугубит ситуацию, от которой больше всех пострадают украинские потребители, зависящие от поставок литовских нефтепродуктов.

Когда в 2018 года РФ решила применить налоговый маневр и увеличить стоимость нефти для Белоруссии, на Украине отпускные цены на нефтепродукты выросли на 20%. Литва играет меньшую роль на украинском рынке нефтепродуктов, чем Белоруссия, но подобные события не могут не сказаться на ситуации с отпускными ценами на Украине.

В 2019 году Украина импортировала основную массу нефтепродуктов из России (41,8%) и Белоруссии (36%), а на долю Литвы пришлось 10,6% от украинского рынка. Эти поставки шли через белорусскую территорию.

После президентских выборов в Белоруссии значительно ухудшились отношения Минска и Вильнюса. Если данный процесс продолжится, то в регионе сложится новый баланс сил, в том числе и на энергетическом рынке.

«Украина располагает собственными портами для того, чтобы получать нефть и нефтепродукты, поэтому, в отличие от Белоруссии, украинцы не ограничены Прибалтикой в выходе на рынок», - констатирует Пикин.

Проблема Украины в том, что внутреннего производства стране не хватает, а более дешевого предложения, чем в РФ, Литве и Белоруссии найти нельзя. Из-за этого Киев идет на различные ухищрения для обеспечения внутреннего потребления. 

«Конфликт между Литвой и Белоруссией носит политический характер. Он не будет продолжаться длительное время. Литва, Украина и Белоруссия продолжают работать в рамках единой экономической структуры, созданной при СССР», - резюмирует Пикин.

Задачей этой структуры был экспорт и импорт различных товаров, в результате чего в Прибалтике была создана портовая инфраструктура, которая развивалась до конца нулевых годов. Ее преимуществом является близость к Западной Европе.

Наличие в одном регионе Мажейкяйского НПЗ, Мозырского НПЗ и Новополоцкого НПЗ не совпадение. Эти заводы были созданы Москвой для того, чтобы развивать экспорт нефтепродуктов как в страны СЭВ, так и в западную Европу.

Сегодня эти предприятия являются основой литовской (Мажейкяйский НПЗ дает 15% бюджета страны) и белорусской экономик. Также у них закупает топливо Украина, которая за годы независимости разбазарила промышленный потенциал.

Литва и Украина проиграют от решения Белоруссии

«Разговор не идет о супер-объемах – ключевой бизнес Белоруссии не заключается в транзите нефтепродуктов на Украину. Особого значения для Минска такие сделки не имеют, поэтому белорусы ничего не теряют», - заключает Пикин.

Нефтеперерабатывающие мощности на Украине присутствуют, но их не хватает для покрытия внутреннего спроса.

«Украинцы закрывали внутренние потребности поставками нефтепродуктов из РФ, Белоруссии и Литвы, а литовцы после кризиса в отношениях с Минском будут вынуждены использовать длинный транспортный коридор», - констатирует Пикин.

Ключевым моментом является итоговая цена: никто из сторон не будет руководствоваться политическими аргументами. Украинцы будут закупать оптимальные по цене нефтепродукты. Белорусы выигрывают, закрывая литовцам транзит. Теперь литовцам придется терять в себестоимости или повышать отпускные цены, последнее спровоцирует Украину на увеличение закупок в Белоруссии.

Рынок нефти и нефтепродуктов менее политизирован, чем газовый. Здесь участники ориентируются на цены, но геополитика также влияет, ведь на северо-западе бывшего СССР произошло несколько политических разломов.

С точки зрения энергетики проблема касается не только нефти и нефтепродуктов, но газа, угля и даже электроэнергии.

«По Белоруссии особых изменений нет, она всегда была в ореоле и в общем энергетическом рынке с Россией, а интеграционные процессы у нас теперь только усиливаются. Что касается Украины, то она пытается выйти в независимую плоскость, но даже если взять газ, то реверс неуклонно связан с транзитом российского газа», - резюмирует Пикин.

Пока есть транзит, существует и реверс, когда он закончится или сократится, такой системы не будет. С нефтепродуктами примерно так же: у экономик региона слишком много взаимных интересов.