Китай преодолел кризис и показал рост. Как этот опыт перенять России

Экономика Китая по итогам 2020 года показала рост в 2,3% и сейчас идет по пути активного восстановления, следует из свежих данных статистического бюро страны. Таким образом КНР стала единственным крупным государством мира, которое во время пандемии COVID-19 сумела выдержать кризис, в то время как остальные понесли значительные потери.

Китай преодолел кризис и показал рост. Как этот опыт перенять России
© Свободная пресса

ВВП Китая превысил психологически важную отметку в 100 трлн юаней и составил 101,6 трлн. В пересчете на валюту США это примерно 15,68 трлн долларов, что как никогда близко к показателю США (20,8 трлн). Но главное, что сегодня экономика Поднебесной вернулась к доковидным показателям роста. В четвертом квартале прошлого года ВВП вырос на 6,5% в среднегодовом измерении.

Несмотря на кризис, в целом в Китае выполнили планы 13-й пятилетки, по некоторым показателям даже с опережением графика. В будущем году эксперты предсказывают рост в 7,5-8% и увеличение доли китайской экономики в общемировой до 19%. Причем постепенно меняется структура народного хозяйства – от «глобальной фабрики» до высокотехнологичной державы. Кризисный год был отмечен такими достижениями, как запуск лунного зонда Чанъэ-5, марсианского зонда Тяньвэнь-1, открытие крупнейшего в мире радиотелескопа (FAST), запуск навигационной сети Beidou-3 и погружение пилотируемого подводного аппарата Fendouzhe (Striver). Протяженность китайской высокоскоростной железной дороги превысила 38 тысяч километров, а количество обслуженных ей пассажиров – 200 миллионов. По двум этим показателям КНР занимает первое место в мире.

Бурное развитие экономики заметно повышает уровень жизни граждан. За последние десять лет реальные доходы выросли более чем вдвое, ВВП на душу населения два года подряд превышают 10 тыс. долларов, что переводит Китай в разряд стран с доходом выше среднего. Теперь в планах довести доходы граждан Китая к среднеевропейским к 2035 году.

Одновременно экономический рост способствует экспансии Китая в мире. Более того, на фоне спада во всех крупных странах на КНР многие смотрят как на «локомотив», способный вывезти за собой мировое хозяйство. К примеру, в конце прошлого года страны АСЕАН, а также Япония, Австралия, Новая Зеландия и Южная Корея подписали с Пекином договор о создании зоны свободной торговли.

Вопрос в том, можно ли как-то китайский опыт использовать в других странах. Например, в России, где в 2020-м ВВП упал примерно на 4%.

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук Андрей Островский называет главной причиной быстрого восстановления экономики Китая политику по сохранению деловой активности граждан:

– Руководство Китая поставило перед страной четкие задачи, которые все выполняют. И нет такого, что каждый «кто в лес, кто по дрова». Все нацелены на конкретные результаты.

Сработали прежде всего меры, направленные на помощь малому и среднему бизнесу, частному предпринимательству в сфере услуг. Они понесли наибольшие потери во время коронакризиса. Главное, что свыше 90% рабочих мест в Китае удалось сохранить.

По многим позициям были отсрочены налоги, а некоторые виды налогов в 2020 году вообще не взимались с предприятий. В результате этих мер удалось сохранить малый и средний бизнес, на которые приходится 50% всех налогов и 60% ВВП страны.

Китайцам удалось решить все свои проблемы и по итогам года выйти на показатель 2,3% роста ВВП. Замечу, что такого роста в России не было несколько лет и до пандемии, мы никак не могли преодолеть планку даже в 1,5%.

«СП»: – Что из китайского опыта могла бы перенять Россия?

– Сфера услуг по разным регионам составляет от 30% до 60%. В странах Запада этот показатель равен 80%. В РФ он примерно как в Китае, сфера услуг развита хорошо только в крупных городах.

Но главное – это сохранение рабочих мест. Например, в Москве закрылось много предприятий питания, торговли. В результате люди остались без работы, налоговые поступления уменьшились, возникли проблемы с арендой. Китайским пострадавшим предприятиям выдали субсидии, а у нас многие просто закрылись.

«СП»: – Сейчас в мире всё больше дискуссий о том, что малых и средних предпринимателей лучше перевести на так называемый «безусловный базовый доход», а их место займут крупные корпорации.

– Такой план вполне может быть. Доказать это трудно, но не доказать и обратное. Другое дело, что разорившиеся предприниматели всё равно пытаются найти какие-то места работы. Кончится пандемия, появятся новые рабочие места. Но в настоящий момент их создать трудно, потому что нет свободных средств.

«СП»: – Рост экономической мощи Китая обуславливает развитие его глобальных экономических проектов и экспансию за пределы государственных границ.

– У Китая много глобальных проектов. Это «Один пояс и один путь», «Строительство всеобщей единой судьбы человечества». До 2001 года КНР не проводила экономической экспансии. Но после этого китайцы начали вывозить капитал из страны. Сегодня объем вывозимого капитала примерно равен средствам, которые приходят в Китай из-за рубежа, примерно 135-140 млрд долларов в год.

Проект «Один пояс и один путь» направлен на вовлечение в сферу деятельности китайского бизнеса максимального количества стран. До 2013 года товарооборот у КНР шел в основном с развитыми странами: США, Южной Кореей, Японией, Сингапуром, Японией. Но сейчас развивается торговля со странами постсоветского пространства, Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Восточной Африки.

«СП»: – На фоне всемирного кризиса Китай показал себя державой, способной вытягивать мировую экономику. Но где границы китайской экспансии?

– Экспортный потенциал китайских предприятий будет восстановлен не сразу. Объем импорта по сравнению с 2019 годом пока не восстановился. Рост экспорта у КНР происходит сегодня только в сфере высоких технологий, а в других сферах пока такого нет. Если мы берем производство простых бытовых товаров, цемента, продукции сельского хозяйства, то всю мировую экономику Китай не потянет.

Да, общий рост экономики составил 2,3% ВВП, но он неравномерен по разным сферам.

«СП»: – Сейчас Китай смог использовать время, пока другие крупные государства пребывают в кризисе. Долго ли продлится нынешняя «полоса удачи»?

– Ровно столько, сколько продлится пандемия коронавируса. Как только изоляцию снимут в других странах, так «полоса удачи» и кончится.

Но сколько продлятся карантинные ограничения? Разные эксперты называют разные сроки. Кто-то говорит, что к апрелю всё наладится, но кто-то предрекает продолжение ограничений до конца года. Я, например, не могу утверждать, что Европа весной вернется к обычной жизни. И точно так по США, Индии, Бразилии.

Заметим, что за последний год китайский юань укрепился по отношению ко всем валютам. Это значит, что китайский экспорт станет дороже, а импорт в КНР дешевле. Но что можно импортировать, если предприятия в других странах стояли.