Войти в почту

Деньги тянутся в Китай, обходя Россию

С одной стороны, Китай даже в большей степени, чем Россия, рассматривается коллективным Западом как вызов, угроза демократическим ценностям и т.п. С другой - рекордные вложения в экономику этой страны иностранного бизнеса, особенно из таких оплотов демократии, как Нидерланды и Великобритания.

Деньги тянутся в Китай, обходя Россию
© Свободная пресса

Почему «китайская угроза, китайский вызов западному миру» не отпугивают внешних инвесторов – их так и тянет на китайское. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ, FDI) в экономику материкового Китая в 2020 году увеличились на 6,2% и достигли 999,98 млрд. юаней ($14,38 млрд.), свидетельствуют данные министерства торговли страны.

Это рекордный показатель, отмечает агентство «Синьхуа». В долларовом выражении FDI выросли на 4,5% - до $144,37 млрд. При этом инвестиции из Нидерландов в прошлом году выросли на 47,6%, из Великобритании - на 30,7%.

Как поясняют в министерстве торговли Китая, стране удалось справиться с негативным воздействием пандемии COVID-19 и достичь своей цели по стабилизации потока иностранных инвестиций в 2020 году, преодолев нисходящую тенденцию мировых иностранных инвестиций.

Интересно, что львиная доля зарубежных инвестиций направилась не на какие-нибудь китайские «великие стройки века», не на счета гигантских корпораций, а в сферу услуг КНР, обеспечивая мощную подпитку среднего и малого бизнеса.

В 2020 году приток иностранных инвестиций в сферу услуг КНР составил 776,8 млрд юаней, что на 13,9% больше показателя предыдущего года.

И кроме того, все эти финансовые вливания из-за рубежа фактически помогли тому, что сегодня, не скупясь на эпитеты, называют «азиатской прочностью», «великим китайским прорывом» и т.д. Рост ВВП Китая не просто превзошел все ожидания – в условиях кризиса, усиленного пандемией, экономика этой страны стала единственной крупной экономикой мира, показавшей рост.

Как уже сообщала «СП», экономика Китая по итогам 2020 года показала рост в 2,3% и сейчас идет по пути активного восстановления. ВВП Китая превысил психологически важную отметку в 100 трлн. юаней и составил 101,6 трлн. В пересчете на валюту США — это примерно 15,68 трлн. долларов, что как никогда близко к показателю США (20,8 трлн.). Но главное, что сегодня экономика Поднебесной вернулась к доковидным показателям роста. В четвертом квартале прошлого года ВВП вырос на 6,5% в среднегодовом измерении.

На этом фоне российская экономика выглядит непривлекательной бледной молью. Поэтому, как считают эксперты, не удивительно, что зарубежные инвестиции в Россию рухнули в 20 раз. Как сообщается в материалах ЦБ РФ, в 2020 году прямые иностранные инвестиции в российские компании в 2020 году упали до 1,4 миллиарда долларов с 28,9 миллиарда долларов за 2019 год.

Многие российские компании, не получив в период пандемии должной поддержки государства, обанкротились и ушли с рынка. Одновременно повысились политические, регуляторные и экономические риски ведения бизнеса в России – все это снизило инвестиционную привлекательность, считает аналитик QBF Ксения Лапшина:

- Причиной такой негативной динамики стало, в первую очередь, ослабление рубля. За год российская валюта потеряла относительно доллара 19%, а относительно евро - 30%. Таким образом, при подсчете показателя и конвертации значительную сумму «съела» курсовая разница.

Далее, в 2020 году заметно снизилась инвестиционная привлекательность российской экономики в целом, в особенности малого и среднего бизнеса. В период пандемии, весной и летом, большое количество частников обанкротились и ушли с рынка в отсутствии должного менеджмента и поддержки государства. А политические, регуляторные и экономические риски ведения бизнеса одновременно с этим повысились.

Необходимо также добавить, что лишь несколько регионов России могут похвастаться высоким коэффициентом инвестиционной привлекательности, помимо Москвы и Санкт-Петербурга. В Калининградской области, например, действует режим особой экономической зоны для привлечения иностранных инвестиций. Но этого явно недостаточно. В отношении Китая необходимо отметить, что экономика страны растет и развивается семимильными шагами и иностранные инвесторы видят в этом возможность заработать. Отношение к Китаю как к угрозе существует только на межгосударственном уровне, но на уровне бизнеса этого нет.

Китайская экономика становится каждый год все более открытой для прихода иностранных инвесторов, и государство на законодательном уровне прикладывает для этого все усилия. КНР развивает современные высокотехнологичные производства, за которыми будущее, и имеет для этого все ресурсы. Вложения в российскую экономику ограничиваются сырьевым и производственным сектором. Китаю удалось быстро преодолеть негативные последствия пандемии коронавируса, по итогам года китайская экономика продемонстрировала рост на 6,5% годовых, хотя все остальные ведущие страны определенно понесут потери. Конечно, сложившиеся условия привлекают в КНР инвесторов.

Фото эксперта: https://drive.google.com/file/d/1Hp7VlfpUTayL-0Cc5quMQkQIlfbRRAf3/view?usp=sharing

Все конкурентные преимущества России перекрывает устойчивый негативный тренд по доходам населения, экономическая стагнация и деградация институтов, отмечает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич:

- Во-первых, статистика по FDI не всегда репрезентативна, поскольку не учитывает офшорные операции. Много крупных российских компаний таких как Билайн, X5 Retail Group и т.д. являются формально иностранными, кроме того, крупные компании используют различные нерыночные экспортно-импортные схемы и схемы, связанные с займами для вывода или завода денег в Россию, что также искажает статистику. В итоге, например, по официальной статистике мы видим $10-12 млрд инвестиций Китая в Россию, а по методике РАСПП мы определили объем китайских инвестиций в Россию на уровне $50 млрд.

Тем не менее, снижение иностранных инвестиций в Россию в 2020 году - это объективный факт. При этом, и в России, и в Китае они примерно находятся на одном уровне из расчета на душу населения. $1,4 млрд. в России и $14 млрд. в Китае - это примерно одно и то же. Нидерланды и Великобритания - это достаточно офшорные юрисдикции, которые также весьма популярны и в России, через которые китайские компании, гонимые западными санкциями и давлением, возвращают капиталы и активы в «родную гавань». Тем не менее, факт остается фактом: в Китае прямые зарубежные инвестиции растут, а в России падают. Кроме статистической казуистики на это есть ряд иных причин.

Китай успешно преодолел пандемию коронавируса, а Россия стала одним из ключевых проигравших (4-е место по количеству заболевших в мире, падение цен на нефть и газ, падение цен на сырьевых рынках) - все это больно ударило по российской экономике и снизило инвестиционную привлекательность.

У России есть свой набор конкурентных преимуществ: дешевое и доступное сырье, качественная и дешевая рабочая сила, выгодное транзитное положение, относительно большой рынок сбыта, но сейчас все эти факторы перекрывает устойчивый негативный тренд по доходам населения, экономическая стагнация и деградация институтов. Зачем решать проблему сырьевой зависимости, если каждые 2-3 года можно девальвировать рубль? Зачем повышать эффективность государственного управления и эффективность государственных расходов, если можно каждые 2-3 года повышать налоги?

В Китае экономика стабильно растет, население стабильно богатеет, а качество институтов уже превышает российский уровень. В 2018 году, когда Россия повысила НДС, Китай его понизил для того, чтобы помочь экономике, этот пример наглядно иллюстрирует, почему зарубежные инвестиции в Китай растут, а в Россию снижаются.

В Китай инвестируют ради будущего, а в Россию – ради совершенно приземленных цифр в бухгалтерском балансе – и норма прибыли должна быть убедительной. Но в нашей стране очень немного точек роста, где можно закладываться на получение такого результата, считает начальник отдела доверительного управления ИФК «Солид» Михаил Королюк:

- Это тот случай, когда размер имеет значение. Китайский рынок огромен и быстро растет – последнее особо важно в сравнении со стагнирующими рынками США и Европы. Если раньше инвестиции в Китай совершались из-за дешевой рабочей силы, с целью в последующем экспортировать произведенный товар, то сейчас целью инвестиций является удовлетворение бурно цветущего китайского консьюмеризма. В воздухе остро ощущается тезис «кто первый встал – того и тапки», поэтому не до глупых сомнений относительно демократии: акционеры не поймут. Тезис о подъеме Востока стал общепринятым, и не инвестировать в Китай – это не инвестировать в будущее своего бизнеса. Именно так сейчас для многих стоит вопрос.

Перчику добавляют и очевидные успехи Катая в борьбе с ковидом – сколько бы не пытались возложить на эту страну вину за пандемию, но любому критически мыслящему человеку очевидно, кто провалился на этом фронте, а кто достоин похвалы.

Нужно сфокусироваться на вариантах стимулирования отечественной экономики и не только за счет продажи энергоресурсов. Для этого, среди прочего, необходимо начать инвестировать деньги в развитие малого и среднего бизнеса, рекомендует финансовый аналитик TradingView Игорь Кучма:

- Несмотря на то, что правительство США продолжает настаивать на том, что Китай является важнейшим стратегическим конкурентом США, инвесторы не спешат отворачиваться от азиатского гиганта. Одной из главных причин является тот факт, что несмотря на глобальную неопределенность, ВВП Китая не только не упал, но и вырос. Это говорит о том, что китайский экспорт устойчив к пандемии и даже торговой напряженности. Экономика поднебесной все еще находится в экспансивной фазе, что делает страну привлекательной с точки зрения инвестиций.

Россия тем временем оправляется от негативных последствий коронавируса, а низкий спрос на «черное золото» не позволяет рассчитывать на быстрое восстановление. Также не помогают слухи о введении новых антироссийских санкций. Как бы то ни было, стране нужно сфокусироваться на вариантах стимулирования отечественной экономики и не только за счет продажи энергоресурсов. Для этого, среди прочего, необходимо начать инвестировать деньги в развитие малого и среднего бизнеса.