Госдолг стал инструментом Запада по сохранению статуса кво в мировой экономике

Рост госдолга является проблемой как для России, так и для мира, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.

 Госдолг стал инструментом Запада по сохранению статуса кво в мировой экономике
© ФБА "Экономика сегодня"

Общий государственный долг всех стран мира в конце 2020 года составил 97,6% от мирового ВВП, причем показатель заметно вырос за «коронакризисный» год: на конец 2019 года он равнялся 83,5%.

Причиной этой тенденции стала антикризисная политика ведущих стран мира. МВФ оценивает стоимость такой политики в 14 трлн долларов, обеспечение которой проводилось за счет роста госдолга.

Американцы провели количественное смягчение в 4,5 трлн долларов, чем обеспечили выплату беспрецедентных пособий населению и поддержали внутренний спрос, снизив негативные эффекты от «коронакризиса».

Только такая политика вызывает много сомнений, учитывая показатели госдолга развитых стран. Один только госдолг США равняется 27,52 трлн долларов. В других западных странах ситуация не лучше.

Рост госдолга стал глобальной проблемой

«Данная ситуация характерна не только для развитых стран, но и для России. Если до пандемии российский госдолг был 12,5% от ВВП, то сегодня он вышел за пределы 20%», - констатирует Ордов.

Мировой ВВП уменьшился в 2020 году, аналогичная судьба постигла экономики РФ и развитых государств. Так что в номинальном отношении рост госдолга ниже, чем в процентах от ВВП.

«Россия за 2020 год заняла в районе 4-5 трлн рублей. Перед нами осознанная экономическая политика по купированию острой фазы мирового финансового кризиса за счет внутреннего кредитования», - заключает Ордов.

Раньше считалось, что кредит является единственным механизмом стимулирования роста в рыночной экономике, однако, начиная с нулевых годов, мы видим, что повышение задолженности перестало приводить к росту экономики.

«Проблемой является ловушка ликвидности: когда выпускаются дополнительные деньги, но они не приводят к росту экономики. С 2015 года стало очевидным, что экономики стагнируют даже на фоне дополнительной необеспеченной эмиссии денег», - резюмирует Ордов.

Развитые государства стоит сравнить с наркоманами: они больше не могут обходиться без эмиссионных денег. Глава ФРС Джером Пауэлл в последнем выступлении успокоил аудиторию, подтвердив, что его ведомство продолжит печатать деньги.

«В 2021 году американцы планируют купить откровенно плохих активов и осуществить эмиссию на 1,2-1,3 трлн долларов. США собираются направить эти деньги на поддержание внутренних рынков и финансовой стабильности», - констатирует Ордов.

Все новые и новые объемы госдолга превратились в безальтернативную необходимость сохранения «статуса кво» в мировой экономике.

«Никто не может предложить механизмы по удержанию ситуации от падения без увеличения госдолга. Вопрос только в том, насколько долго можно печатать деньги, и что выступит триггером, сделав эмиссию новых денег бесполезной. Мы ходим по тонкому лезвию ножа и в любой момент можем оступиться», - заключает Ордов.

Если рассмотреть выпуск госдолга в 2020 году, то можно увидеть, насколько синхронно мировые центробанки осуществляют эмиссию. Иногда они делают это по очереди, а иногда, предварительно договорившись, выступают сообща.

«Денежная политика управления долгом глобализирована, а Россия не остается в стороне. Разговоры про дедолларизацию не работают: Россия также увеличивает госдолг. Рост госдолга остается последней соломинкой, удерживающей ситуацию в мире», - резюмирует Ордов.

Как только эта соломинка переломится, то не станет механизмов, способных предотвратить падение фондовых рынков.

«Вслед за фондовыми рынками рухнут инвестиции в реальный сектор экономики вместе с доходами и благосостоянием граждан, особенно так называемого золотого миллиарда. Падение экономик развитых стран в 2020 году продемонстрировало, что без иглы заимствования нет других инструментов поддержания на плаву мировой экономики», - констатирует Ордов.

России нужен рост экономики

Перед нами данность, которая продолжится: в кризисы объем госдолга будет увеличиваться ускоренными темпами, такая же политика, пусть и в меньших объемах, сохранится в стабильной ситуации. Только если США, ЕС, Великобритания и Япония могут позволить эмиссию за счет того, что их валюты являются резервными в мире, то Россия данной возможности лишена.

«Ведущие развитые страны могут печатать новые деньги из-за того, что они затем расходятся по всему миру в качестве резервных валют, и обеспечивать за счет этого внутреннее финансирование», - заключает Ордов.

России так действовать не стоит. Усиление данной политики сразу напомнит пузырь ГКО, приведший к кризису 1998 года. Пока рубль не является резервной валютой, его эмиссия угрожает внутренней инфляцией и девальвацией.

«У нас суммарно планируется напечатать 6 трлн рублей. Их нужно окупить хотя бы лет за 10, поэтому нам нужен рост в 3-5% в год. 1-2% роста – это плохо, 3-5% - нормально. Такая ситуация позволит экономике не столкнуться с инфляцией и девальвацией рубля, а также повышать доходы населения. Все это не астрономические цифры», - резюмирует Ордов.