Мировой транспортный кризис подтолкнет инфляцию в России

Как сообщил «Известиям» директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов, половина импорта в Россию приходится на морской и речной транспорт, кроме того большую долю составляют перевозки железной дорогой. На стоимость ряда категорий ввозимых товаров влияет повышение стоимости перевозки грузов, а та, в свою очередь, зависит от сложившегося на мировом рынке дефицита контейнеров.

Мировой транспортный кризис подтолкнет инфляцию в России
© Финансовая газета

Справка «Фингазеты»

Впервые нехватка контейнеров образовалась в начале пандемии, когда Китай закрыл границы и остановил работу большинства предприятий. В результате корабли начали задерживаться в китайских портах, а производители в других странах – испытывать трудности с отгрузкой продукции. Когда же в середине весны китайцы стали постепенно реанимировать экономику своей страны, остальные государства наоборот – объявили локдауны.

В то время, как Китай постепенно возвращал в оборот задержавшиеся в портах страны контейнеры, в обратном направлении процесс не шел. Так, к примеру, Соединенные Штаты на 100 принятых контейнеров возвращали не более 40.

На фоне этих событий снизился уровень производства контейнеров, что также осложнило ситуацию. В отсутствии свободных емкостей перевозчики начали повышать цены – в КНР фрахт одного контейнера подорожал с 1,2 тысячи долларов до шести тысяч, а в Европе – и вовсе до девяти-двенадцати тысяч долларов.

«Международная торговля, осуществляемая морем и железными дорогами, значительно контейнеризована. Самые быстрые перевозки осуществляет автотранспорт, но они довольно дорогие. Средние по скорости и стоимости – железнодорожные, а наименее дорогие, но и самые медлительные – морем», – указывает Игорь Смирнов, подчеркнув, что во всех случаях очень важно наличие контейнеров.

Вот и руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган обращает внимание, что из-за шока локдаунов и связанным с ними ослаблением экономической активности, нарушилась ритмичность перевозок. Всех. Но, в большей степени, они отразились именно на морских и речных.

«В целях экономии перевозчики стали сокращать вместимость на судах, а производители сокращать выпуск контейнеров. Число выведенных из оборота [контейнеров – «Фингазета»] – на один миллион превысило число введенных в строй», – указывает эксперт.

Ранее РБК опубликовала прогноз аналитиков рынка, в соответствии с которым стоимость новых партий габаритных импортных товаров – бытовой техники и мебели в ближайшее время может вырасти не менее чем на 10–15%, электроника и бытовая техника могут подорожать на два-три процента, а одежда и обувь – до 20%.

Впрочем, с этим явным импортом – все понятно. Но, казалось бы, а причем здесь продукты питания?

«На продуктах питания дефицит контейнеров также отразится, но в меньшей степени и опосредованно. В настоящий момент наблюдается дефицит контейнеров для перевозки сельхозпродукции из Австралии, что может повлиять на цены на зерновые: зеленый континент выступает одним из главных поставщиков пшеницы на мировой рынок», – отмечает Михаил Коган.

По его мнению, в отличие от промышленных товаров с более длительным циклом изменения запасов, импортируемые в Россию продукты, в высокой степени уже могли отразить возросшие транспортные издержки.

Собеседник «Финансовой газеты» убежден: текущий всплеск инфляции ухудшает качество жизни наименее обеспеченных россиян, у которых в потребительской корзине доля расходов на продукты питания слишком велика.

«Рост цен на эту категорию товаров по итогам прошлого года составил 6,7%, что выше уровня инфляции в 4,9%. В январе годовые темпы роста цен на плодоовощную продукцию достигли 16,3%. А если сюда добавить некоторые подорожавшие популярные лекарства, становится очевидным, что те, кто до этого был вынужден экономить, столкнулись с необходимостью еще больше затянуть пояса и переходить на менее качественное питание, или лишить себя других благ»

По мнению Игоря Смирнова, решение проблемы с контейнерами будет найдено уже в ближайшие полтора-два месяца: «Хочется надеяться, меры уже принимаются, и дальше за этот срок не уйдем».

Вот и Михаил Коган полагает, что после некоторого всплеска потребительские цены вернутся к цели, указанной Банком России.

«По итогам этого года Центробанк ожидает возвращения инфляции к целевому значению в четыре процента. Текущий всплеск цен продлится до марта-апреля, а годовые темпы [инфляции] могут увеличиться с 5,2% до 5,5% и выше. В дальнейшем сыграет свою роль высокая база прошлого года, что остановит повышательный тренд. В случае появления хорошего урожая и при возврате рубля к более равновесным значениям в условиях отсутствия расширения санкций, – а сейчас курс отражает этот риск в высокой степени, – годовые темпы инфляции продолжат ослабевать и вернутся к более комфортным для регулятора значениям», – уверен руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами.