Войти в почту

Задержания на акциях протеста привели к росту волонтерского движения

По всей России на несогласованных акциях с 17 января, по данным «ОВД-Инфо», было задержано более 11,4 тысячи человек. После 2 февраля начали появляться видео из переполненных камер, сообщения о бунтах арестованных и огромных очередях для передач в спецприемнике в деревне Сахарово в Новой Москве.

Задержания на акциях протеста привели к росту волонтерского движения
© BFM.RU

Людям не хватало места, лекарств и даже воды. Обычного человека такая смена условий выбивает из колеи, рассказывает Сергей Бобрик, который недавно вышел из спецприемника в Новой Москве после десяти суток ареста.

«Мне не дали глубокую тарелку, я выбил ее только в присутствии правозащитников. Я долгое время пил суп из кружки. Мы получали всю ту пищу, которая от этого спецприемника нам полагалась, но в разное время. Никакого расписания мы уже не придерживались. Соседи прекрасные: кто-то работает в крупных российских IT-компаниях, кто-то учился в Испании. В общем, со всеми есть о чем поговорить. Я давно столько не смеялся, сколько в этом спецприемнике. Чего не хватало в первую очередь? Не хватало одежды. Потому что до этого ты ночевал в обезьяннике, а до этого ходил по улице, был во всяких душных помещениях, душных автозаках. Как доставляли передачи? Довольно плохо. Ко мне друзья приехали в пять утра и были 28-е в очереди».

Далеко не каждый знакомый арестованного может потратить в очередях целый день или вообще добраться до спецприемника на границе с Калужской областью. У некоторых задержанных даже не было родственников. На помощь пришли волонтеры. По каждому столичному спецприемнику есть отдельный чат — координаторы дают уже собранный пакет с информацией о том, куда и для кого он предназначен.

Волонтеры с машиной могут записаться в «ОВД-такси». Арестованных отпускают обычно поздно ночью, и добраться до дома из Истры или Сахарова очень тяжело, рассказывает москвич Денис.

«Нашел в Telegram группу «Передачи. Москва». Поскольку у меня есть машина, я решил попробовать помочь вывезти каких-то людей оттуда, довезти до Москвы. И, собственно, сделал это вчера. Где-то к часу ночи приехал в Сахарово, забрал там человека, которого нужно было везти в область, и вез его через эту пургу».

Телеграм-канал «Передачи» появился в 2017 году после акции «Он вам не Димон». С конца января число подписчиков канала выросло в четыре раза до 7 тысяч человек.

Одну из самых крупных поставок в спецприемник в Новой Москве организовали журналист Екатерина Винокурова и член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Марина Литвинович. За два-три дня собрали больше 150 тысяч рублей, на которые купили 10 тонн питьевой воды, еду, средства гигиены и другое. В Сети появились сообщения о том, что закупленное для арестованных постельное белье не дошло до камер. В ОНК эту информацию опровергли. Все необходимое передают лично в руки нуждающимся, говорит Марина Литвинович.

Марина Литвинович член Общественной наблюдательной комиссии Москвы (ОНК) «Например, там были десять человек, которым нужна была жидкость для линз. Из-за того что жарко, людям нужны тапочки, шампуни, мыло, зубные щетки. В последние мои визиты я закупала уже в основном еду, потому что они, конечно, жалуются на качество пищи. Поэтому закупали что-то вкусненькое: колбаску, супы, чай, кофе. Скинулось около 50 человек, средняя сумма, которую люди мне перебрасывали, была 1000 рублей. Из них лично знаю человек десять, наверное, остальные — это просто люди, которые читают мой Facebook и просто мне доверяют. Я сама все закупала, за исключением воды, которую централизованно привозили. То есть я проконтролировала, чтобы ничего не пропало. Очень важно, чтобы до людей дошли вещи, которые именно им предназначены».

Также купили 11 кнопочных телефонов: каждому арестованному положено 15 минут разговора по телефону в день. В изоляторе в Сахарове просто не хватало на это техники. Купленные в феврале телефоны помогут другим попавшим в спецприемники людям, вне зависимости от их политических взглядов.