Автор проекта "Авоська34" предложил россиянам замену пластиковым пакетам

Денис Владимирович, насколько я знаю, идея бизнеса родилась у вас на волгоградском пляже. Расскажите об этом поподробнее и был ли у вас до этого опыт предпринимательской деятельности?

– До этого был у меня интернет-магазин детских товаров, потом было мелкое производство сувенирной продукции. Также я был коммерческим директором в крупной компании: под моим руководством находились филиалы в двенадцати регионах. То есть опыт у меня был.

А идея с авоськами родилась совершенно случайно. В Волгограде всегда были проблемы с пляжами, и когда я оказался на одном из них на правом берегу Волги, то увидел вокруг себя горы мусора. В песке валялись бутылки, пластиковые пакеты, леска и так далее. Чтобы мне самому было комфортно отдыхать, я взял один из пакетов и стал собирать в него мусор, расчищая территорию вокруг себя. Рядом были другие отдыхающие, и они последовали моему примеру. Эта история повторилась несколько раз, и спустя две недели это место было не узнать – получился некий вип-пляж, где не было ни соринки, ни пылинки. И тогда меня озарило – можно не ходить и никому ничего не доказывать, а просто показывать пример. То есть, чтобы изменить мир, нужно действительно начать с себя.

Проблема пластика – очень серьезная. Человек идет в магазин и обязательно берет на кассе пакет. Стоит он недорого, а срок его службы в среднем около двадцати минут: выложив продукты в холодильник, его, как правило, выбрасывают. Они не перерабатываются, а срок их естественного разложения – 500 лет. Получается, что еще ни один пакет не исчез с лица земли с того момента, как он был произведен! И каждый день их становится все больше и больше: они оседают во дворах, канавах, на пустырях, на деревьях – где угодно.

Я стал крутить эту мысль, думать о возможном решении проблемы и вспомнил про авоськи, которые были в советское время…

Авоськи действительно были очень популярны в свое время. Как вам кажется, почему они оказались забыты. И что изменилось – почему, по вашему мнению, они могут обрести популярность сейчас?

– Все в нашей жизни подчинено законам экономики, и, наверное, когда появились недорогие пластиковые пакеты, они постепенно вытеснили авоськи. Одно время их вообще бесплатно давали на кассе. Но тогда не стояла так остро экологическая проблема. Она и сегодня в нашей стране не так очевидна, как в Европе. Дело в том, что европейцы живут на ограниченной территории, и у них каждый пакет на виду. А у нас земли много: выкинул пакет, он куда‑то улетел и вроде все нормально, пока не зашел в лесополосу или не спустился в овраг. Но сейчас и у нас экологическое сознание у людей меняется. Молодежь много времени проводит в социальных сетях, в Интернете – они равняются на Запад, хотят жить там, где чисто, работать в комфортных условиях.

К тому же это выглядит необычно и довольно модно.

Правда ли, что вашу продукцию продвигают знаменитости? Например, Сергей Безруков. Это из идейных соображений или на коммерческой основе? Кто еще?

– Да, в проекте приняли участие Сергей Безруков, а также Чулпан Хаматова. На коммерческой основе мы точно никого не привлекаем хотя бы потому, что не можем себе этого позволить – стоимость авоськи крайне низкая.

Да, но если сравнивать цены на маркетплейсах, где представлены авоськи нескольких производителей, то ваши – не самые низкие.

– Есть такая проблема: люди не вдаются в подробности, обращают внимание только на картинку и цену. Но я могу точно сказать: все, что сейчас есть на маркетплейсах по более низкой цене – это Китай. Наши авоськи дороже прежде всего потому, что это ручное производство, а не машинное, как в Китае. Мы привлекаем к производству людей с инвалидностью по зрению, то есть помощь реальным людям. Во-вторых, наши изделия гораздо прочнее. Китайская авоська рассчитана на пять килограммов. Мы же недавно провели тест: известная культуристка из Екатеринбурга по моей просьбе нагрузила авоську гирями: нитки начали трещать при 60 килограммах, а порвались только при 90! То есть запас прочности у нашей продукции несравненно выше! Не стоит забывать, что, покупая продукцию из Поднебесной, люди пополняют прежде всего китайский бюджет. Хотя это в любом случае лучше, чем пластиковый пакет.

Часть прибыли мы направляем на экологическое образование детей.

А как вообще возникла идея привлечь к производству слабовидящих или незрячих людей? Сколько человек вовлечено в проект? Нужно ли создавать для них какие‑то специальные условия, какое оборудование необходимо? Сколько они зарабатывают?

– По мере того как я стал заниматься этим вопросом, то узнал, что в советское время девять из десяти авосек производилось незрячими людьми. Это один из немногих видов деятельности, доступных людям с плохим зрением.

У нас работают сейчас 18 человек. Никаких особых условий для людей с ограниченными возможностями здоровья не нужно: из оборудования нужен челнок, да какой‑нибудь крючок, чтобы зацепить нить. Плетут они у себя дома, в комфортной обстановке. Технолог привозит им материал, а затем забирает готовую продукцию.

Уровень дохода зависит от количества сплетенных авосек. До пандемии коронавируса это было в среднем около тридцати тысяч на человека. Сейчас продажи несколько упали, так как снизилась покупательская способность населения.

Ваши сотрудники – жители Москвы?

– Нет, никто из этих людей не работает в столице – они живут в разных регионах.

Есть ли среди них волгоградцы?

– Изначально я хотел сделать так, чтобы в проекте участвовали исключительно волгоградцы, потому что здесь этот проект начинался. Но на тот момент у нас не было возможности обучать людей, тем более что с незрячими нужно уметь разговаривать. Поэтому мы нашли людей в других регионах, которые уже умели плести, поскольку занимались этим еще в советское время. Сейчас у нас есть технолог и возможности обучать людей, другое дело, что сейчас спрос не настолько высок, чтобы расширять штат. Те люди, которые уже заняты в проекте, полностью не загружены. Поэтому я не хотел бы давать людям ложные надежды, но в перспективе вполне возможно, что мы будем привлекать людей с ограниченными возможностями здоровья из Волгоградской области.

Назовите основные каналы сбыта? Насколько выгодны для вас условия сотрудничества с маркетплейсами? Сколько авосек продается в день, неделю, месяц?

– Основные каналы сбыта – это Instagram, сарафанное радио и маркетплейс Wildberries. Объемы – примерно десять тысяч авосек в месяц. Также в тридцати городах у нас есть партнеры, которые сами вышли на нас и предложили сотрудничество.

Маркетплейсы – это, конечно, очень удобно. Конечно, они берут комиссию, но пока она не очень большая и, надеюсь, не будет критична. Зато вы экономите на хранении – вам не нужны помещения для хранения, складские работники, охрана. Не нужен отдел продаж – все это маркетплейс делает самостоятельно. То есть большого количества людей для работы с маркетплейсом не нужно. Нужен продукт – и это почти все.

Что вы можете посоветовать предпринимателям, которые также хотели бы развиваться, расширять географию поставок, выходить на всероссийский рынок? Что для этого нужно?

– Нужно уметь исследовать рынок, тестировать спрос. Не бояться, пробовать, пусть ошибаться – это лучше, чем ничего не делать.

Юлия Казанджан. © Кадр из к/ф «Бриллиантовая рука».