Разработка цифровых валют превратилась в международное финансовое состязание
Изучение вопроса создания электронного доллара в ФРС США предупреждает о переменах в мировой финансовой системе, рассказал в беседе с ФБА «Экономика сегодня» руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Электронный доллар планируют создать в Федеральной резервной системе (ФРС) Соединенных Штатов Америки. Сейчас аналитики внимательно изучают этот вопрос, чтобы избежать негативных последствий для банковского сектора. Ведомство планирует проводить консультации с общественностью о целесообразности введения виртуального доллара.
По словам главы ФРС США Джерома Пауэлла, появление такой формы мировой валюты также допускают мировые Центробанки, которые должны рассмотреть все возможные регулятивные и технические нюансы, что позволит не допустить того, что окажет дестабилизирующее влияние или вовсе уведет финансовые резервы из банковской системы. Однако Джером Пауэлл охарактеризовал планы ФРС как «высокоприоритетный проект».
«Идея создания электронного доллара более чем актуальна, а ее реализация неизбежна. В американской Федеральной резервной системе, вероятно, понимают, на сколько близок цифровой юань или другая валюта. Любая из них в электронном виде может стать конкурентным преимуществом для страны, способной эффективно внедрить новую форму и децентрализованные технологии в централизованный денежный оборот», - поделился мнением об идем ФРС финансист Константин Ордов.
Страны вытесняют доллар из торговых операций
В то время, как в Соединенных Штатах Америки пытаются удержать пошатнувшийся доллар, Российская Федерация и Китай проводят политику дедолларизации – страны планируют полностью отказаться от валюты Соединенных Штатов Америки. На сегодняшний день доля доллара в расчетах двух государств по всем совместным торговым операциям снижается с каждой сделкой, увеличивая тем самым объем национальных валют. Параллельно интерес к американской валюте теряют и международные инвесторы – свои финансовые средства они предпочитают вкладывать в золото.
К планомерному исключению американского доллара из двусторонней торговли государства идут с 2014 года, когда Москва и Пекин подписали трехлетнее своп-соглашение на 150 млрд юаней, то есть на $24,5 млрд. Документ открыл взаимный доступ к национальным валютам без необходимости приобретения ее на открытом рынке. С 2015 года сделки все же осуществлялись в долларах, однако спустя четыре года государства добились снижения его доли до 51%.
В первом квартале 2020 года доля доллара Соединенных Штатов Америки в торговых операциях между Москвой и Пекином резко опустилась ниже 50% и достигла отметки в 46%, в то время как доля евро достигает 30%, а остальные 24% составляют национальные валюты этих государств – рубль и юань соответственно.
«Различные страны начинают новую борьбу за следующую денежную эпоху. Например, в 1940-х годах подобное происходило после подписания Бреттон-Вудское соглашения, когда возникла международная система организации денежных отношений и торговых расчетов. В 1976 году подписанное Ямайское соглашение юридически закрепило демонетизацию золота, узаконило режим «плавающих» валютных курсов и провозгласило «специальные права заимствования». Это стало базой очередной новой валютной системы.
Очевидно, что доллар зафиксировал доминирующую позицию в денежных отношениях. С одной стороны роль востребованной резервной валюты тяжела для него, а с другой – выгодна. Однако мы видим приближение нового этапа», - объяснил эксперт.
Россия отворачивается от доллара
Центральный банк Российской Федерации в декабре 2020 года анонсировал экспериментальное внедрение цифрового рубля, которая может параллельно обращаться с безналичными и наличными деньгами.
Для этого регулятор планирует использовать реестры и централизованные технологии, а также создать гибридную платформу. Контролировать ее будет ЦБ, а другие кредитные организации получат возможность создавать и развивать дополнительные сервисы для работы с цифровым рублем для обеспечения тесной интеграции с созданными финансовыми продуктами и услугами.
«Появление цифрового доллара не меняет ситуацию для российской валюты. Скорее всего, Центробанк будет следовать в фарватере появившихся новых форм, но в рамках закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте».
Не только в России могут появиться государственные крипто деньги, способные заместить или даже вытеснить устаревшие формы. Страны понимают, что доллар себя изжил и становится некоторой валютой, паразитирующей на мировой экономике. Поэтому они задаются вопросом, чем его заменить. Возможно, ответ кроется в появлении цифровых валют. Но Америка может оказаться большим лузером в подобной разработке, если начнет процесс», - добавил финансист.
Россия готова, по мнению Константина Ордова, к революции в денежных отношениях, но планы о внедрении цифрового рубля к концу текущего года остаются туманными. Борьба за лидерство в этой сфере будет продолжаться.