Дерипаска из «железки» сделает золото: Кедровый тракт бросит вызов Шелковому пути?

Бизнесмен Олег Дерипаска раскритиковал действия РЖД и призвал реконструировать железнодорожную инфраструктуру.

Дерипаска из «железки» сделает золото: Кедровый тракт бросит вызов Шелковому пути?
© Свободная пресса

По его мнению, хронически изношенная инфраструктура и отсутствие новых логистических центров лишь на первый взгляд кажутся безобидными. Занявшись этими проблемами, можно было бы решить проблемы и с ростом цен на продукты питания, и со стагнацией российских регионов. Более того, он уверен, что Россия могла бы стать «важнейшим хабом, связующим звеном между Европой и Азией».

«Реконструкция ведущих сибирских ж/д магистралей, обеспечивающих транзит между Европой и Азией, назрела уже давно, и не в целях перевозки угля на экспорт. А если создать на этом маршруте крупные логистические центры, которые займутся переработкой сырья в полуфабрикаты и компоненты на экспорт, можно получить Кедровый тракт – мощный и с богатым потенциалом, альтернативу новому китайскому «Шелковому пути», - написал бизнесмен в своем Telegram-канале.

Предприниматель уверен, что тогда российские экспортные товары будут быстро доставляться в Европу, а также удастся избежать роста цен на продовольствие внутри страны.

«Жаль, это не в повестке дня у РЖД. Там только рост тарифов в голове», - посетовал Олег Дерипаска.

Китай российскому бизнесмену явно не дает покоя. Так, Дерипаска призывает российский Центробанк брать пример с Поднебесной, которая не боится экспериментов для спасения экономики и в прошлом году вложила в нее 35 трлн. юаней ($5,4 трлн), а это почти на 40% процентов больше, чем годом ранее. В результате, «КНР вышла из коронакризиса очевидным победителем, продемонстрировав ошеломительные темпы восстановления экономики».

Кроме того, сообщалось о намерении его En+ Group совместно с ВЭБ выкупить площадку обанкроченного Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и запустить на его месте проект по поставкам воды с перспективой выхода на китайский рынок.

Независимый финансовый эксперт Леонид Хазанов полагает, что за словами Олега Дерипаски могут стоят планы принять участие в реконструкции железных дорог за счет средств из государственного бюджета.

- Вряд ли структуры алюминиевого магната возьмутся за это дело исключительно за собственный счет, так сказать, во благо национальных интересов. Еще он захочет получить низкие тарифы на перевозки алюминия, бокситов и глинозема.

А учитывая, что Олег Дерипаска в 2007 году приобрел крупный пакет акций европейского концерна Strabag, занимающегося строительством дорог и туннелей, то вполне может попробовать пролоббировать его интересы в получение государственных контрактов (с юридической точки зрения препятствий к этому лично я не вижу).

Замечу, что Дерипаска просто так ничего не делает, он всегда преследует какую-то выгоду. Например, его En+ Group рассматривает возможности для строительства в Красноярске станций для заправки сжиженным природным газом и водородом местных автобусов. Учитывая, что их создание, равно как и использование транспорта на данные виды топлива, отнюдь не дешевое удовольствие, несложно догадаться, кто в конечном счете может оплатить подобный проект — простые пассажиры за счет собственных средств (именно с них берут плату за проезд).

Использование же собственного телеграмм-канала очень удобно - подобным образом Олег Дерипаска старается продвигать свои идеи в широкие народные массы и оказать тем самым влияние на различные уровни власти. Фактически он делает акцент на сарафанное радио.

Отдельный доклад для него подготовить не проблема, благо его подчиненные смогут его сделать в сжатые сроки с грамотными выкладками и красивыми картинками.

«СП»: - А насколько мы с нашими подходами можем конкурировать с «Шелковым путем» Китая?

- Наши железные дороги могут конкурировать с Новым шелковым путем при условии расширения пропускной способности и их, и пограничных переходов. Более того, Транссибирская магистраль как раз и является частью Нового шелкового пути, хотя и проигрывает маршруту Чунцин — Европа по скорости движения поездов. Однако тому приходится дважды пересекать границу с Казахстаном, тогда как российские железные дороги идут мимо этой страны.

К тому же весь грузопоток из КНР в Европейский союз он обеспечить не может, поэтому часть его приходится на восточные и западные регионы России. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что из наших портов очень удобно отправлять грузы в Японию. По большому счету надо лишь модернизировать Восточный полигон для роста по нему потоков грузов.

- Как правильно отметил Олег Дерипаска, реставрация имеющихся железнодорожных путей и развитие новых в условиях России должно быть приоритетом для государства в сфере транспорта, - считает партнёр консалтинговой компании «Sinoruss» Алексей Пулик. - РЖД специально создано в форме естественной монополии (тогда как мировая практика знает примеры приватизации железных дорог, как в той же Польше, но это далеко не универсальное решение), чтобы контролировать наземные грузоперевозки и пассажиропоток, оптимизируя нагрузки на транспортные ж/д артерии, и реагируя на потребности меняющегося мира.

Уже на протяжении пяти лет, благодаря развитию электронной торговли, потребительские товары из Китая идут потоком к нам и в Европу. Даже Почта России мобилизовала ресурсы и активно встроилась в процесс. РЖД также должно пользоваться этим. И это мы говорим только о потребительских товарах, а добавить к этому масштабы профессионального оборота, да торговлю ресурсами (что нам особенно важно) – и масштабы потенциальной прибыли пробьют любой потолок ожиданий.

«СП»: - Можем ли действительно создать альтернативу китайскому Шелковому пути и нужно ли это нам?

- Безусловно, руководство РЖД должно выступить с инициативой постройки двух или, скорее, трёх новых железных дорог через всю страну, две из которых должны прямо идти в Китай, а также ряда логистических хабов, как на уже используемых отрезках, так и на будущих магистралях. Мы, тем самым, перехватим частично инициативу у Казахстана, а также решим попутно вопрос транспортной доступности многих городов, особенно если с товарным полотном будем идти скоростная колея.

Конкурировать с китайской промышленностью на данном этапе у нас не хватит сил, но вот в чём Дерипаска категорически не прав, так это цель – торговля ресурсами (в том числе водой из Байкала) – это должна быть временная необходимость, которая даст возможность нарастить производственные мощи, направленные на готовую продукцию. Но все это невозможно без транспортного обеспечения. Ведь в том числе именно благодаря строительству дорог, США вышли из периода Великой депрессии, что позволило им впоследствии стать лидирующей мировой экономикой.

Да, нужно быть реалистами, с учётом современного уровня конкуренции в мировом масштабе, это всё проекты, так сказать со сроком окупаемости 50-70 лет. Но как не странно, китайские власти думают именно такими категориями: всё, что мы видим сегодня – закладывалось в 80-ые. Из-за их успехов мы в 30 лет уже не сможем уложиться.