Российский МИД предлагает сказать доллару «Goodbye»

«Нам необходимо огородить себя от финансовой и экономической системы США с тем, чтобы устранить зависимость от этого токсичного источника постоянных враждебных действий. Нам нужно снизить роль доллара во всех операциях», – заявил замминистра в интервью агентству Bloomberg.

Российский МИД предлагает сказать доллару «Goodbye»
© Финансовая газета

По словам Рябкова, напряжение в отношениях России и Соединенных Штатов уверенно нарастает.

«Никогда не было ничего подобного даже не в смысле отсутствия доверия, а в смысле взаимной враждебности. Эмоции зашкаливают, и улучшения мы не увидим еще долгое-долгое время», – отметил заместитель министра. При этом, Рябков не уточнил, какие конкретные меры может принять российская сторона, чтобы снизить зависимость от американской валюты.

Справка «Фингазеты»

До второй мировой войны основной валютой в мире считался британский фунт стерлингов. Но в 1944 году в американском городе Бреттон-Вудс прошла конференция, в которой приняли участие представители 44 стран, входящих в антигитлеровскую коалицию. Ее целью стало развитие международных финансовых и валютных отношений после окончания войны.

Собравшиеся представители договорились об открытии Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ), взносы в которые производились в национальной валюте и в золоте. Причем, больше половины всего вносимого золота в качестве вклада в капиталы МБРР и МВФ должно было храниться именно в США.

В семидесятые годы прошлого века ряд стран-должников США захотели обменять имеющиеся доллары на золото, но от президента Ричарда Никсона получили отказ – он объявил, что с этого момента американский доллар больше не обеспечен золотой поддержкой.

Однако позиции доллара в мире это не пошатнуло – сегодня экономика США является одной из самых процветающих в мире, и это несмотря на то, что государственный долг Соединенных Штатов на конец 2020 года достиг 27 триллионов долларов, а это значит, что отношение общего госдолга к ВВП составляет порядка 128%.

В начале нынешней недели пресс-секретарь президента США Джен Псаки в ходе регулярного брифинга для журналистов объявила, что Соединенные Штаты намерены в течение нескольких недель подготовить санкции в отношении Москвы.

«Мы еще находимся в процессе определения этого. Но пройдут недели, а не месяцы, прежде чем мы ответим», – цитирует ее ТАСС.

Заявления представителей МИД России о срочной необходимости отказа от доллара, вероятно, нужно интерпретировать, как исключительно американо-российскую историю ухудшающихся отношений, считает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман, который уверен, что слова заместителя Сергея Лаврова о «токсичности» американской валюты являются политической метафорой. С инвестиционной точки зрения, считает он, называть доллар ядовитой валютой точно нельзя – неслучайно же Банк России в конце прошлого года после многолетней паузы увеличил вложения в гособлигации Соединенных Штатов на миллиард долларов.

«Что касается политики, то здесь, безусловно, есть вопросы, потому что США злоупотребляют положением своей валюты для политического давления на конкурентов. Но этого пока этого точно недостаточно, для того чтобы американский доллар лишился своего статуса», – указывает он.

На то, что зависимость от доллара в международной экономической деятельности для России действительно выступает токсичным фактором, указывает и главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман: «Это связано, прежде всего, с имеющимися и возможными в будущем санкциями Вашингтона. Есть угроза “заморозки” долларовых активов российских банков на корсчетах в США, препятствование внешнеэкономическим расчетам и банковским переводам в долларах. Это было бы чувствительным ударом по экспорту и импорту, инвестициям, финансовым вложениям и экономике в целом».

Он напомнил, что курс на «дедолларизацию» в России проводится уже несколько лет: прежде всего, существенно сократились вложения нашей страны в американские государственные облигации. Если в начале 2018 года они составляли порядка 100 миллиардов долларов, то уже к декабрю 2020-го, по данным министерства финансов США, сократились до шести миллиардов.

«Отметим, что международные резервы России от этого только выиграли, поскольку в последние месяцы происходит ослабление доллара и рост альтернативных составляющих резервов – в частности, золота, евро и юаня», – добавил эксперт, уточнив, что в минувшем году золото в резервах России по сумме впервые превысило доллар.

Вместе с тем, опрошенные «Финансовой газетой» аналитики полагают, что в ближайшие несколько лет отказаться России от использования американского доллара во внешних расчетах точно не получится.

«Американская валюта – привычный и удобный “всеобщий эквивалент” в мировых торгово-финансовых отношениях. Расчеты в национальных валютах сложнее и дороже, поскольку их инфраструктура гораздо менее развита. Кроме того, они, эти расчеты, предполагают большее количество согласований, конвертаций, более высокие комиссии. Тем не менее, в “допандемическом” 2019 году товарооборот нашей страны со странами партнерами в долларах сократился с 64,2% в 2013 году до 52,3%», – указывает Марк Гойхман.

То, что инициатива быстрого отказа от доллара является для российской экономики своевременной, сомневается и Александр Розман:

«В краткосрочной перспективе это изоляция, повышение рисков для финансовой и макроэкономической стабильности в нашей стране. Повышение транзакционных издержек для граждан и бизнеса, будут переноситься в рост цен. Кроме того, можно будет ожидать увеличения объема серых валютообменных операций, где по примеру Ирана или Венесуэлы курс доллара будет гораздо выше, нежели при свободной конвертации».

Вместе с тем, наши собеседники убеждены: процесс дедолларизации уже начался.

«Процессы, хотя и медленные, идут в целом в русле общемировой тенденции уменьшения роли доллара в противовес, например, евро или юаню. Возможно, на горизонте десятилетия, он перестанет быть главной валютой в мире», – прогнозирует Марк Гойхман.

Александр Розман эту точку зрения разделяет: «Китай претендует на роль крупнейшей экономики в мире. Консенсус – прогнозы говорят, что при сохранении текущих темпов роста уже к 2028 году китайская экономика обгонит американскую. Здесь, собственно, и находится точка, при достижении, которой процесс смены доллара на китайский юань в качестве мировой резервной валюты может ускориться».