АЕБ: рынок спецтехники вырос на 0,3% за 2020 год
Несмотря на пандемию коронавирусной инфекции и общемировой экономический спад, рынок спецтехники показал прирост объема продаж на 0,3%, – сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). При этом показатель 2020 года отстает от тенденций 2012-2013 годов, составляя 88% от результата этого периода. Следует отметить и рост объема продаж на 1% в четвертом квартале 2020 года, однако весь год отрасль сопровождал режим повышенной турбулентности: если в I квартале рынок показал 13% прироста, II квартал дал снижение на 12%. Второе полугодие вывело кривую динамики в плюс: III квартал показал прирост на 2%, что вкупе с показателями последнего квартала дало положительный результат по итогам года. География роста Всего на территории РФ было реализовано 13 820 единиц спецтехники, больше всего продаж пришлось на Москву – 2 051 единиц, что на 6,5% меньше, чем в 2019 году. Драйверами роста стали Дальневосточный округ, давший прирост на 9,76%, (1980 ед.) Приволжский округ, где продажи увеличились на 6,7% (1980 ед.) по сравнению с предыдущим годом. Рост также показали Урал – 1652 ед. (+6,03%), динамика отмечается и на Юге – за 2020 год было продано на 10,16% больше единиц техники (1052 единиц против 955 в предыдущем году). В числе аутсайдеров – республика Тыва, где не продано ни одной единицы техники, существенно снизились продажи в Костромской области (-46,7%), Псковской области (-46,4%), Ярославской области (-46,2%), Кемеровской области (-45,8%). Динамичное увеличение продаж показывают Орловская область и Калмыкия – продажи за год увеличились на 250%, республика Марий-Эл показала рост объема продаж на 220%, Алтайский край – на 211%. Лидерами Юга по объемам продаж стал Краснодарский край – 10,8%, на Северном Кавказе лидирующие позиции заняла республика Дагестан (+65,6%) и Чеченская республика (+37,5%). Лидеры отрасли: экскаваторы-погрузчики и гусеничные экскаваторы По данным отчета АЕБ, лидерами по продажам новой спецтехники стали гусеничные экскаваторы – их доля составляет 31% от общего объема реализации, при этом в феврале продажи техники упали на 16%, а уже в марте поднялись на 41%. Всего в 2020 году было продано 4231 ед. техники. Гусеничные экскаваторы показывали незначительный прирост (+0,9%) по сравнению с 2019 годом, захватывая при этом 27% доли от общего объема реализации техники. Пик продаж пришелся на январь (+51%), однако апрель дал значительное падение (-51%). Рынок экскаваторов-погрузчиков показал падение на 12%, максимальный спрос был зафиксирован в июне (+63%). Всего за весь год была реализована 631 единица. Самоходные грейдеры показали рост на 3,8%, всего за год было продано 710 единиц техники, но продажи были нестабильны: месяцами значительного падения стали февраль (-48%) и август (-50%). Высокий спрос был отмечен в сегменте гусеничных асфальтоукладчиков: за 2020 год было продано 258 единиц, что на 49,1% выше, чем в 2019 году. Дорожные катки также показали рост на 42% – 485 единиц. При этом 265 единиц – двухвальцевые вибрационные катки, 190 катков – одновальцевые. Спрос на пневмоколесные катки вырос на 76,5% – в 2020 году было продано 30 машин. Аутсайдеры отрасли: самосвалы и колесные экскаваторы Наибольший спад отмечен в сегменте карьерных и сочленённых самосвалов – на 18 и 39% соответственно. Рынок колесных экскаваторов снизился на 12%, всего была реализована 631 машина. Колебание спроса повлияло и на продажи погрузчиков с боковым поворотом, которые упали на 4,8% (1240 ед.), высокий спрос был отмечен в январе (+41%) и феврале (+147%), но в декабре продажи упали на 41%, отрицательно повлияв на общегодовые результаты. Сегмент гусеничных тракторов показал -2,1%, показав снижение на 22% уже в январе и -37% в июне, но в сентябре был отмечен значительный рост – на 57%. Прогнозы на 2021 год: утильсбор ударит по отечественному производству Как известно, Минпромторг увеличивает утилизационный сбор в среднем в 2-4 раза, что негативно скажется на рынке спецтехники в целом: инициатива повышения сбора приведет к повышению цен на технику в среднем на 80%, что приведет к сокращению рынка. «Если рынку не мешать извне, то он сам себя регулирует и может найдет баланс с учетом всех макроэкономических факторов. Сейчас вы видим угрозу в искусственном нарушении этого баланса. Прогноз на 2021 год изменен с положительного на отрицательный, – говорит Андрей Комов, председатель комитета АЕБ и глава Volvo CE Russia. Глава комитета так же добавляет, что непредсказуемость подобных действий от регулятора отрасли приведет к ухудшению инвестиционного климата, при этом Минпромторг убежден, что повышение утильсбора не приведет к индексации цен и падению спроса: «Минпромторг России совместно с другими федеральными органами ежегодно осуществляет мониторинг и анализ размеров, а также объемов начисления и уплаты акцизов, таможенных пошлин, утилизационного и иных сборов, влияющих на достижение основных экономических показателей отраслей промышленности РФ, в том числе с учетом изменения курсовой стоимости рубля, уровня инфляции и динамики рынка. При необходимости министерство готово увеличить объемы государственной поддержки российских производств», – сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минпромторга. Напоминаем, ранее «Газета.Ru» сообщала, что предполагается рост коэффициентов сбора по мощности и возрасту спецтехники, на которые умножается базовая ставка (172,5 тысячи рублей). К примеру, на грейдеры и планировщики в среднем утильсбор вырастет в 2,3 раза, на бульдозеры и экскаваторы – в 2,6 раза, на перегружатели – в 4 раза, на колесные тракторы – в 2,7 раза, на гусеничные тракторы — в 3,6 раза, на комбайны и сельскохозяйственные машины – в 2 раза. По мнению эксперта по независимому автопрому Сергея Бургазлиева, инициатива Минпромторга понятна – основной задачей является защита от китайских поставщиков спецтехники, способных вытеснить отечественных производителей с рынка: «Министерству необходимо защитить локализованных производителей от китайской спецтехники, которая становится довольно качественной. К примеру, в Африке уже практически ничего нет кроме китайских машин. Но тут вполне ожидаемый возникает риск, что у внутренних российских игроков возник соблазн поднять цены из-за того, что импорт резко сократится», – поделился опасениями эксперт.