#этокденьгам. Сезон охоты за сокровищами. Потребительский сектор
Акции ретейлеров помогут захеджировать портфель от риска снижения акций СберБанка. Каким образом? Помогает разобраться инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Главные герои
По мнению Тимура Нигматуллина, самыми перспективными для инвестиций в российском потребительском секторе выглядят три продуктовых ретейлера:
1. «Магнит» — российская сеть розничных магазинов. Основана в 1995 году Сергеем Галицким, который руководил компанией до 2018 года. В феврале 2018-го он продал большую часть своей доли банку ВТБ, который является основным акционером сети. Сейчас «Магнит» — самая крупная розничная сеть в России по числу магазинов. В нее входит 21 154 магазина (в том числе около 15 тыс. небольших продуктовых магазинов, 500 супермаркетов, 5 тыс. магазинов парфюмерии и косметики, 1 тыс. аптек, а также нескольких магазинов других форматов). Сеть имеет 15 собственных производств и 38 распределительных центров. Акции сети торгуются на Лондонской и Московской биржах.
2. X5 Group — крупнейшая по выручке розничная сеть в России. Основана в 2006 году в результате слияния розничных продуктовых сетей «Пятерочка» и «Перекресток». Сейчас, помимо этих сетей, группа управляет еще двумя ретейлерами — сетью гипермаркетов «Карусель» и дискаунтером «Чижик». Акции группы торгуются на Лондонской и Московской биржах. Главные бенефициары группы — совладельцы «Альфа-Групп» Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев.
3. «Лента» — первая по величине сеть гипермаркетов и четвертая среди крупнейших розничных сетей страны. Основана в 1993 году в Санкт-Петербурге предпринимателем Олегом Жеребцовым. Управляет 248 гипермаркетами и 131 супермаркетом, оперирует 12 распределительными центрами. Контролирует компанию Алексей Мордашов, структуре «Севергрупп» принадлежит 78% капитала. Акции «Ленты» обращаются на LSE и Московской бирже.
Помимо акций ретейлеров, на бирже продаются бумаги производителей продуктов питания:
1. «Белуга Групп» — крупнейшая алкогольная компания в России, а также один из трех главных импортеров алкоголя в стране. Владеет пятью заводами и одним винодельческим хозяйством, а также 600 розничных магазинов «ВинЛаб». Основана в 1999 году Александром Мечетиным. Он же является ее бессменным руководителем и основным акционером. Акции группы торгуются на Московской бирже.
2. «Русская Аквакультура» (ранее — группа компаний «Русское море») — лидер в производстве и продаже красной рыбы в России. Выращивает атлантического лосося и морскую форель в Баренцевом море и радужную форель в озерах Карелии. Общий объем потенциального выращивания на 36 участках составляет около 50 тыс. тонн. Контролирует компанию Максим Воробьев. Акции обращаются на Московской фондовой бирже.
Что важно знать
Задумываясь об инвестировании в потребительский сектор, нужно прежде всего исходить из структуры портфеля — соотношения рисковых и безрисковых активов, говорит Нигматуллин. Второй важный момент — анализ макроэкономики. И только третьим шагом должен стать выбор конкретной компании, в которую стоит вложиться.
Макроэкономика — очень важный фактор, даже важнее, чем отдельная инвестиционная идея. Анализ макроэкономических данных позволяет думать на два шага вперед относительно рынка, относительно отдельных компаний, отмечает эксперт.
В чем специфика российской макроэкономики?
Российский ЦБ одним из последних (среди регуляторов крупных мировых экономик) начал ориентироваться на инфляцию при формировании денежно-кредитной политики. Обычно развивающимся странам гораздо важнее иметь стабильный курс национальной валюты, чем стабильно низкую инфляцию. Когда же страна из развивающейся превращается в развитую, то в какой-то момент ей становится выгодно иметь не фиксированный курс валюты, а фиксированный уровень инфляции. Это происходит потому, что ресурс роста экономики за счет экспорта исчерпывается и нужны новые, внутренние драйверы роста, объясняет Нигматуллин.
Чтобы снизить инфляцию, надо снизить реальные доходы населения. Нельзя сделать инфляцию низкой без того, чтобы домохозяйства перестали активно тратить деньги.
Россия отказалась от фиксированного курса рубля и перешла к таргетированию инфляции в конце 2014 года. С тех пор реальные располагаемые расходы упали, и инфляция замедлилась. В сравнении с 2014 годом сильно просели и акции продовольственного ретейла — таких сетей, как «Магнит», «Лента». Акции производителей продуктов питания в цене снизились в меньшей степени: они не ограничены внутренним рынком и могут экспортировать продукцию.
Сейчас, когда инфляция в России замедлилась, а ЦБ перестал агрессивно замедлять ее, эти компании уже не испытывают давление. Если давление на потребительские расходы населения будет снижаться, а, скорее всего, так и будет, акции компаний потребительского сектора после шестилетнего негативного тренда будут расти.
Конечно, не все потребительские компании будут расти в равной степени, поскольку влияние низкой инфляции комплексное. Например, спрос на потребительские товары, которые продаются в сети «М.Видео», сильно зависит как от доходов населения, так и от потребительского кредитования. Если реальные располагаемые доходы населения перестанут снижаться и при этом не вырастет стоимость потребительских кредитов, спрос на товары в магазинах «М.Видео» будет высоким. В продовольственном ретейле такого эффекта не будет, по крайней мере он будет незначительным, отмечает Нигматуллин.
Он считает, что в инвестиционный портфель нужно добавлять не те компании, которые выигрывают от самого факта завершения периода жесткой монетарной политики ЦБ России, а те, которые выигрывают от позитивных последствий, которые дает низкая инфляция, в частности, по кредитам.
Наверняка в каждом портфеле, ориентированном на российский рынок, есть индексообразующие акции СберБанка. Но нужно обязательно захеджировать риски снижения акций СберБанка.
При чем тут СберБанк
Кредиты имеют более длительный срок, чем депозиты. Если процентные ставки снижаются, то кредиты продолжают работать по старым, более высоким ставкам, а вклады — по новым, более низким. Такая разница в скорости изменения ставок и дает сверхприбыль банкам.
В последние месяцы инфляция стала ускоряться, что связано с определенным временным лагом после ослабления рубля в конце прошлого года. Если ставки будут повышаться, то СберБанк, как и остальные банки, лишится источника сверхприбыли.
Что нужно внести в портфель, чтобы подстраховаться от риска падения котировок СберБанка? Таким активом может стать продовольственный ретейл, для которого инфляция будет означать рост бизнес-показателей.
Акции продуктовых ретейлеров стоят достаточно дешево после шестилетнего снижения. Например, акции «Магнита» не превышают трети годовой выручки. Если инфляция ускорится, то розничные сети заработают сверхприбыль. «В итоге вы будете держать в портфеле отличные акции СберБанка и отличные акции «Магнита», который после смены менеджмента несколько лет назад имеет хорошие перспективы роста, — говорит Нигматуллин. — Два этих хороших бизнеса перекрывают риски друг друга».
Какие ретейлеры выглядят привлекательнее
Чем акции «Магнита» лучше в сравнении с акциями таких продуктовых ретейлеров, как X5 Group или «Лента»? На самом деле разница в цене невелика — порядка 3—5%, говорит Нигматуллин. «Но если вы ошибетесь при проектировании портфеля, если вы неправильно распознаете макроэкономические тенденции, то это может не только лишить вас прибыли, но и стоить части капитала».
Помимо общих макроэкономических тенденций, нужно учитывать особенности каждого конкретного бизнеса: честные ли у него собственники, не замотивирован ли менеджмент, разумные ли цены предлагает на рынке, насколько справедлива цена акций на рынке и правильно ли компания балансирует портфель.
Если сравнивать «Магнит» с X5 Group, например, то «Магнит» в целом интереснее, считает Нигматуллин. Однако определенные корпоративные события в X5 могут нивелировать разницу в цене. Так, в ближайшем будущем может произойти IPO одной из «дочек» X5 Group — подразделения онлайн-продаж. Этот фактор станет драйвером роста акций X5, поскольку рынок высоко оценивает онлайн-ретейлеров. Так, если акции «Магнита» рынок оценивает в 0,3 от его выручки, то акции Ozon — в 9 выручек. Так что у X5 после IPO ее дочернего онлайн-ретейлера появится сильный драйвер роста.
По словам Нигматуллина, тактически более привлекательны акции X5, а стратегически — бумаги «Магнита». «Если включить в портфель обе компании, то не ошибетесь», — добавляет он.
Можно еще в портфель добавить акции производителей продуктов питания, таких как «Белуга» или «Русская Аквакультура». Их бизнес сосредоточен в быстрорастущем сегменте, который относительно недоразвит в сравнении с другими странами. Эти компании могут показать рост за счет развития своего рынка, вне зависимости от макроэкономических тенденций.
Как сравнивать компании сектора
Поскольку бизнес у различных компаний — представителей потребительского сектора сильно различается, их обычно не сравнивают по мультипликаторам, объясняет Тимур Нигматуллин. А вот данные по выручке, особенно по темпам ее роста, позволят понять, какой бизнес является быстрорастущим и стоит ли к нему пристальнее присмотреться.
X5 Group имеет самую высокую капитализацию и генерирует самую высокую выручку по результатам 2020 года. За лидером следует «Магнит», а «Лента» замыкает тройку лидеров. При этом темпы роста выручки у X5 и у «Магнита» в 2020-м отличаются совсем незначительно — 13,8% и 13,5% соответственно. У «Ленты» выручка за год выросла вдвое слабее — на 6,7%.
В 2020-м выручка «Белуги» в 6 раз больше, чем у «Аквакультуры». При этом темпы роста выручки «Белуги» в прошедшем году оказались вдвое выше, чем у «Аквакультуры»: 9,1% против 4,6%.
Инга САНГАЛОВА для Banki.ru