Опыт корректировки демпфера поможет в борьбе за цены на авиабилеты

При повышении цен на авиабилеты на помощь придет государство, отметил ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.

Опыт корректировки демпфера поможет в борьбе за цены на авиабилеты
© ФБА "Экономика сегодня"

В большинстве российских аэропортов стоимость керосина выросла на 6-9%, что отразится на ценах на авиабилеты. Перед нами первый скачок стоимости авиатоплива в 2021 году, однако в начале лета страну ждет еще одно традиционное подорожание.

Ситуация на топливном рынке РФ остается нестабильной, на нее влияет рост мировых цен на нефть. В Европе и СНГ цены на авиатопливо, как сообщают «Известия», выросли в среднемесячном расчете на 12%, а в среднегодовом – на 33%.

Авиакеросин дорожает тогда, когда происходит рост объема авиаперевозок. Там сегодня наблюдается возвращение к уровню начала 2020 года, но это не касается стоимости билетов, низкая цена которых остается драйвером роста пассажиропотока.

Проблемы авиакомпаний увеличиваются: растет разница расходов и доходов, на ситуацию давит валютный курс и подорожание авиакеросина. Аэропорты отменяют антикризисные меры поддержки авиаперевозчиков и аннулируют различные скидки.

Авиаперевозки поддерживаются государством

«Повышение цен на авиаперевозки обусловлено платежеспособным спросом. Если он есть, то цена продолжат повышаться, но не важно, растет стоимость авиационного керосина или нет. Если платежеспособного спроса нет, то повышения цен на авиаперевозки не будет, а компании будут ждать лучших времен на низком уровне», - констатирует Адамидов.

Что касается регуляторных возможностей, то государство продолжает дотировать российскую авиационную отрасль.

«Государство платит ковидные компенсации, помогает в керосиновых историях – были такие прецеденты. В конечном счете «Аэрофлот» является государственной компанией и получает займы от банков с госучастием. Проблема в том, что такая политика не упорядочена, а государство каждый раз вмешивается в данный вопрос в ручном режиме», - резюмирует Адамидов.

На рынке авиаперевозок нет четких правил, что усложняет жизнь: непонятно, кому дадут помощь, на каких условиях и в каком объеме.

«Было бы правильно, если бы государство изменило съему регулирования отрасли, но пока в Москве на это не готовы, поэтому сначала цены на билеты вырастут, пассажиры возмутятся, а затем уже на это отреагируют. Через месяц мы получим кучу инфоповодов на данную тему, а пока все будут ждать, как продолжат развиваться события», - заключает Адамидов.

Авиакомпании в феврале просили понизить планку демпфера на авиакеросин с 48,3 тысяч рублей за тонну до 40 тысяч с последующей индексацией в 2022-2024 годов, чтобы снизить издержки находящейся в непростом положении отрасли.

Авиакомпании получают вычетов в 2,8 тысячи рублей на тонну, и Минтранс РФ не согласился увеличить объем госсубсидий. Авиакеросину пока не грозит повышение демпфера, как это случится с 1 мая 2021 года с бензином и дизельным топливом.

Бензиновый демпфер решает другие задачи

Младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» оценил решение по корректировке топливного демпфера в России.

«На топливном рынке РФ сохраняется нерентабельность. Внешняя конъюнктура выросла, и здесь одно связано с другим. Мировые цены транслируются в розничную цепочку, вызывая там рост. Реформой демпфера будет скорректирована условная цена, которую сравнивают с экспортной ценой: разница затем выплачивается топливным компаниям», - констатирует Гордеев.

Демпфер работает на основе госфинансирования упущенной выгоды при сравнении внутренних и внешних поставок.

Если цена в России ниже, то убытки нефтяным компаниям компенсирует государство. Если ситуация обратная как в прошлом году, когда демпфер был отрицательным, то нефтяные компании платят повышенную фискальную нагрузку в бюджет.

«В 2021 году ситуация поменялась. В январе нефтяным компаниям стали компенсировать убытки по бензину – дизель тогда еще был отрицательным, а в феврале – уже по обоим видам топлива, но нефтяниках такая ситуация не устраивает. Односторонне они поднять розничные цены не могут – за вопросам следит ФАС и ограничивает рост уровнем инфляции», - резюмирует Гордеев.

Инфляция по итогам 2021 года будет районе 5%, и это сразу поднимает вопрос по корректировке демпфера в РФ.

«Индексация демпфера заложена в 5% в год, ее хотели уравнять с инфляцией, потому что в последние года она была в России ниже этого показателя. Корректировка позволит остановить рост цен на внутреннем рынке: цена на нефть в России выросла, спрос на топливо растет – в стране снимаются ограничения, связанные с пандемией», - заключает Гордеев.

Еще в апреле-мае в РФ проводятся ремонты на НПЗ, что также уменьшает предложение и ведет к росту цен. Корректировка демпфера остановит данный процесс и позволит независимой рознице выйти из минуса, иначе мы лишимся части независимых заправок.