Инфляция в истории человечества

Основными причинами выступили пандемия коронавируса, увеличение объемов эмиссии центральными банками и неурожаи во многих регионах. Основные продовольственные товары (мясо, молочные, зерновые, растительные масла и сахар) дорожают уже восемь месяцев подряд. Сегодня существует реальная угроза ускорения роста цен, что уже неоднократно происходило в истории. Почти все политические или экономические кризисы были напрямую связаны с инфляцией.

Инфляция в истории человечества
© Финансовая газета

Так, в этом году пройдет ровно 100 лет с начала резкого повышения цен в Первой Австрийской Республике, которое стало одной из первых гиперинфляций современного типа. Экономический кризис после завершения Первой мировой войны привел к тому, что австрийская крона упала с 16,1 за доллар США в январе 1916 года до 650 к декабрю 1920 года. Это уже была крайне сильная инфляция, которая произошла во многом из-за поражения и распада Австро-Венгрии и нарушения прежних финансовых связей. Австрийская Республика пыталась сдержать рост цен, но в июле 1921 года за $1 можно было получить уже 846 крон. Гиперинфляция началась в октябре 1921 года, и всего через 11 месяцев, в августе 1922-го, курс доллара составил 71 428 кроны. С этого кризиса инфляции стали проявляться намного чаще, чем раньше.

Древний кризис

Первая зафиксированная масштабная инфляция произошла в эпоху принципата в Риме (31 год до н. э. – 284 год н. э.). Власти в I веке до н. э. – первой половине I в. н. э. чеканили золотые монеты (ауреусы) исходя из следующего расчета: 40 монет из либры (римского фунта) золота весом около 8,18 г. Ауреус можно было обменять на 25 серебряных денариев или на 400 медных ассов. Но уже во время правления императора Нерона (54–68 гг. н. э.) вес ауреуса был понижен до 1/45 либры (7,27 г) и при Каракалле (198–217 гг.) – до 1,50 либры (6,55 г).

Цены на продукты быстро росли, что можно увидеть на примере зерна. В самом начале I в. н. э. стоимость модия зерна (мера объема – 8,7 л) составляла 15 медных ассов, а в 210 г. – уже 70 ассов. В III веке Римскую империю потряс системный кризис, во время которого прошло множество гражданских войн и мятежей, что не могло не сказаться на экономике. К 270 году серебряное содержание денариев упало на 96% от уровня I в. н. э.

В 284 году к власти пришел император Диоклетиан, который стабилизировал политическое положение Рима. Но ему все же пришлось снизить вес ауреуса до 1/60 либры (5,45 г). Диоклетиан вел активную борьбу со спекуляциями на рынке, так как экономическая ситуация была критической: накопленный прирост цен за 151–301 гг. составил 19 900%.

В 301 году был издан эдикт, в рамках которого были установлены максимальные цены на товары жизненной необходимости и предметы роскоши. Законодательное ограничение инфляции составило 4% в год. Были зафиксированы максимальные размеры оплаты труда рабочих-поденщиков и ремесленников. К этому году стоимость модия зерна составляла 100 денариев (или 1600 ассов), то есть примерно за век цена на пшеницу выросла более чем в 22 раза.

Государственное регулирование привело к товарному дефициту и уходу жителей империи в теневой сектор. Император Константин во время своего правления (306–337 гг.) был вынужден снова понизить золотую монету (которая была переименована в солид) до 1/72 либры (4,55 г). В последнее столетие Рима инфляция продолжала подтачивать экономику, ускоряя аграризацию общества и разрушение средиземноморского рынка. После гибели западной половины империи новые государства стали зависеть от натурального хозяйства и проблема роста цен перестала быть актуальной.

Средневековые взлеты цен

Следующий период инфляции был зафиксирован значительно позже, в XIV в., во время пандемии бубонной чумы в Европе. Во время пика болезни накопленный прирост цен составил 138,5% в 1349–1351 гг. Так произошло соединение инфляции спроса и инфляции издержек. Из-за огромной смертности (упали поставки сельскохозяйственных продуктов) и закрытия средиземноморских портов на карантин (почти прекратился импорт из Ближнего Востока и Северной Африки) начались товарный дефицит и резкое сокращение совокупного предложения. В связи с этими факторами цены ежегодно росли примерно на 30%. За 1347–1351 гг. в Англии зерно подорожало на 150%, во Франции – на 300%. Рост стоимости рабочей силы в Англии составил 200%. Из-за огромных демографических потерь европейские страны испытывали нехватку рабочей силы, ее стоимость снизилась только в самом конце XV в.

Новая инфляция произошла на начальном этапе Великих географических открытий. Экспедиции Христофора Колумба и Америго Веспуччи открыли дорогу испанским конкистадорам, которые за несколько десятилетий захватили огромные территории на обоих американских континентах. В этих местах было найдено множество золотых и серебряных изделий и месторождений. Завоз огромных объемов драгоценных металлов в Европу привел к его обесцениванию. За 1502–1600 гг. накопленный прирост цен в европейских государствах, связанных с атлантической торговлей, составил 315,2%.

В этом была виновна и политика Габсбургов, которые в XVI в. правили большой империей, куда входили территории современной Испании, Бенилюкса, Южной Италии, Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии. Габсбурги тратили золото преимущественно на содержание профессиональной армии и строительство флота. Вначале золото и серебро поддерживали стабильную основу для финансирования вооруженных сил. Приток драгоценных металлов привел к увеличению денежной массы и позволил пополнить бюджет империи Габсбургов, прежде всего Испанского королевства. У правителей отсутствовала долгосрочная экономическая стратегия, и они не пытались стимулировать производство. Ремесленные хозяйства Испании пришли в упадок, так как товары было выгоднее импортировать из-за избытка золота и серебра. К концу XVI в. цены на хлеб выросли в пять раз в сравнении с началом столетия, а общий уровень цен в Испании увеличился в четыре раза.

Габсбурги пытались остановить вывоз драгоценных металлов, передавали монополии на производство и торговлю ключевыми товарами и поднимали налоги. Также власти Испании пытались остановить инфляцию регулированием цен, что привело к дефициту зерна и тканей, так как местные производители просто разорились. Ситуацию усугубляли неэффективная налоговая система и сохранение множества таможенных границ. Инфляцию было тяжело остановить в том числе из-за отсутствия средств на развитие реального сектора.

Ректор РАНХиГС доктор экономических наук Владимир Мау в 2005 г. отметил, что расходы Испании в 1570-х гг. в полтора раза превышали доходы. Инфляция в Испании и Западной Европе была вызвана тем, что существенная часть доходов казны была установлена в абсолютных величинах. Расходы же постоянно росли из-за новых войн. Накопленный долг страны в 1582 г. составил 80 млн золотых дукатов, а в 1667-м он достиг уже 180 млн золотых дукатов. Испания позже так и не смогла восстановить свое могущество.

Расширение гиперинфляций

Во время Французской революции был отмечен огромный (беспрецедентный по тем временам) рост цен. Политический кризис и неоднократная смена власти привели к повышенным бюджетным расходам. В декабре 1789 г. были выпущены ливры в виде бумажных ассигнатов. Вначале они считались долговыми обязательствами с 5%-ным отрывным купоном. Их обеспечивал государственный земельный фонд, который был создан после национализации королевских и церковных земель.

У первых ассигнатов номинал равнялся 10 тыс. ливрам, такие бумаги использовали для обслуживания оборота мануфактур. В 1794 году номинал ассигнатов упал до 1 ливра и продолжил падение до его долей. В 1795–1796 гг. ежемесячная инфляция достигла 50%, а накопленный прирост цен за 1790–1796 гг. составил 26 566,7%. Среднегодовое значение инфляции за этот период составило 321,8%. К 1792 году хлеб подорожал в несколько раз, что напрямую повлияло на свержение монархии и арест королевской семьи в августе. Позднее во Франции фактически была введена карточная система. К примеру, хлеб в Париже выдавали по бонам (кредитным документам). За зиму 1793/94 г. выдача хлеба сократилась с 1 фунта на человека до 1/6 фунта. Ликвидировать кризис удалось ближе к концу века.

В XIX веке инфляция в большинстве стран была редким явлением. В развитых странах за 1870–1913 гг. среднее значение инфляции составило всего 0,45%. Исключением была инфляция в годы Гражданской войны в США, где накопленный прирост цен составил 116,9% у северян и 9019,8% у южан.

XX столетие с экономической точки зрения запомнилось человечеству как эпоха быстрого роста цен. Дефляция наблюдалась только в 1925–1939 гг. Во многом из-за Великой депрессии, которая началась в 1929 г. Ярчайшим примером стала гиперинфляция в Веймарской республике (Германия). Ее корни находят в неэффективной политике кайзера Вильгельма II и парламента, которые решили финансировать войну исключительно за счет займов, в то время как французы ввели подоходный налог. Германия рассчитывала расплатиться за счет репараций и новых промышленных территорий, но ситуация обратилась против центральных держав и немцам по Версальскому договору уже самим пришлось платить странам Антанты. К концу 1919 г. курс доллара составил 48 бумажных марок.

Новому правительству удалось сдержать негативную тенденцию, закрепившись в первой половине 1921 г. на уровне около 90 марок за $1. В июне был произведен первый платеж по репарациям, что начало ослаблять валюту. С августа Германия стала закупать иностранную валюту за бумажные марки по любым ценам, что только ускорило падение. Через год один $1 стоил 1000 марок. К осени 1922 г. Германия уже не могла выплачивать репарации, так как валюта быстро обесценивалась.

К ноябрю 1923 г. $1 стоил около 4,2 трлн бумажных марок. За время кризиса цены на товары первой необходимости выросли до огромных величин. Буханка ржаного хлеба, которая до войны стоила 0,29 золотой марки, на пике гиперинфляции достигла отметки в 430 млрд бумажных марок, 1 кг сливочного масла подорожал с довоенных 2,70 марки до 6 трлн новых марок, 1 л молока в ноябре 1923 г. стоил 280 млрд марок, а 1 кг ржаного хлеба – 470 млрд марок. Экономический кризис усугубил социальные противоречия, что в итоге привело к гибели Веймарской республики.

В целом продовольственная инфляция является очень опасным трендом, который может привести к самым тяжелым последствиям для любого государства.