Байден ответит Путину ударом по госдолгу, а потом и по рублю
Судя по последним пикировкам президента Байдена и президента Путина, санкционная война может действительно резко усилиться: США все-таки введут ограничения на госдолг РФ, некоторые отрасли, российские компании, персоны и т.д.
Конкретные сроки пока не названы, но телеканал CNN со ссылкой на источники в Госдепе сообщил, что США могут объявить уже на следующей неделе о введении санкций в отношении России за якобы имевшее место вмешательство в американские выборы 2020 года. Детали санкций не раскрываются. Вместе с тем телеканал отмечает, что санкции, помимо России, затронут Китай и Иран.
Насколько будет ощутимым ущерб от этого российской экономике в целом, для отдельных отраслей? И есть ли у России, чем ответить на этот очередной вызов?
Каких-то внятных заявлений по этому поводу со стороны российских властей нет. Ну, если не считать таковым выступление в Госдуме «рефлексирующего финансиста»:
«Тем не менее, если такие решения [о введении санкций] будут приняты, мы найдем ответ, найдем решение, как действовать в этой ситуации для того, чтобы профинансировать все первоочередные расходы», - сказал министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку.
В частности, по его словам, можно будет договариваться с ЦБ о предоставлении ликвидности коммерческим банкам и финансовым институтам. «А что будет, если будут еще какие-то дополнительные ограничения введены на долг? Будем тогда договариваться с нашими финансовыми институтами, в первую очередь, конечно, с коммерческими банками, будем взаимодействовать с Центральным банком с тем, чтобы вопросы ликвидности Центральный банк решал бы, помогал бы таким финансовым институтам», - добавил министр.
Да, конечно, всем известно, что денег у нас хоть отбавляй, когда речь идет о поддержке финансово-банковского сектора. В каждой кризисной ситуации эта поляна заливается денежным потоком из казны. Но как эти средства доходят до уровня реальной экономики – этот вопрос как-то всегда заминается, а потом и вовсе забывается.
Нет серьезнее заявлений? Впрочем, может так и лучше. Потому что очень не хотелось бы слышать, как в очередной раз с очень высокой трибуны россиян опять будут уверять, что эти санкции нам – вроде укуса комара в слоновью задницу, да при наших-то природных ресурсах и человеческом капитале мы и не такое переживем!
Вот именно, жить нормально у нас не получается, все приходится переживать. И ощущение такое, что мы даже как-то привыкли к такому образу бытия. И даже к санкциям как-то приспособились, вроде как коллективный иммунитет начал вырабатываться после каждой такой прививки. Но это явно не заслуга власти, продолжающей играть «в поддавки» в международной политике.
К чему на этот раз готовиться?
- Можно предположить, что санкции будут иметь как краткосрочное, так и долгосрочное влияние, - считает профессор экономического факультета РУДН Людмила Шкваря:
- В коротком периоде не исключены некоторые негативные моменты в российской экономике - ослабление рубля и рост инфляции, отток иностранного капитала. Нерезиденты сократят свое непосредственное присутствие на российском рынке. Однако, скорее всего, эти эффекты останутся лишь в краткосрочном периоде, так как, во-первых, экономика России уже достаточно адаптирована к санкциям, а во-вторых, как показывает опыт, санкции не менее болезненны для нерезидентов, которые находят возможности их обходить.
«СП»: - Насколько будет ощутимым ущерб?
- Ущерб, конечно, будет, особенно для импортеров, прежде всего в высокотехнологичных сферах. И это скажется, в том числе, на потребителях. Но, может быть, эта ситуация подтолкнет Россию «отвязаться», наконец, от чрезмерного контроля отечественной финансовой сферы со стороны МВФ и чрезмерной долларизации нашей экономики. Особенно если учесть, что долг в ОФЗ в рублях.
«СП»: - Что можно предпринять?
- Если речь идет о запрете на приобретение иностранными инвесторами российских ОФЗ, то нерезиденты, в случае необходимости, найдут посредников в России, станут шире использовать, например, криптовалюту, будут приобретать не сами ОФЗ, а процентные и валютные свопы.
Кроме того, с учетом сегодняшней ситуации, трудно предсказать и перспективы в плане доходности американских государственных бумаг. Если она будет низкой, то интерес к российским ОФЗ у нерезидентов так или иначе сохранится.
Если говорить о компенсирующих мерах внутри страны, то следовало бы шире привлекать финансовые ресурсы населения. Сейчас рублевые вклады не привлекают резидентов. Поэтому если государство предложит интересную альтернативу, это может в какой-то мере выровнять ситуацию.
- Угроза санкций над Россией висит уже не первый год, поэтому наша экономика адаптировалась к ним и котировки торгуются с учетом данных рисков, - поясняет директор E.M.FINANCE Евгений Марченко:
- В случае, если США все-таки продолжат эскалацию конфликта и наложат санкции на покупку госдолга РФ, стоит понимать, что зарубежные инвесторы также пострадают. Вероятно, большое количество институциональных вкладчиков, которые являются противниками данных ограничений, также сдерживает правительство США от решающих действий. Поэтому все еще остается большая вероятность, что дальнейшие санкции будут относительно мягкими и касаться ряда граждан, чиновников и бизнесменов, а не целых отраслей.
- Самое опасное для нашей страны - финансовые санкции США по иранскому образцу, - предупреждает ведущий аналитик QBF Олег Богданов:
- В этом случае будут заморожены все российские активы в долларах, прекращены долларовые транзакции. Начнут действовать вторничные санкции США к тем банкам, которые сотрудничают с Россией. В Европе, например, многие банки были оштрафованы на миллиарды долларов за проводки для Ирана. Все это существенно затруднит российские экспортные операции. Ответить наша страна может только несимметрично и нефинансовым способом.
- На наш взгляд, психологический ущерб от угрозы введения санкций превышает реальный экономический ущерб от их введения, - уверен начальник отдела доверительного управления АО ИФК «Солид» Михаил Королюк:
- Иначе говоря, рационально действующий оппонент должен ими как можно дольше грозить и не вводить их в действия. С другой стороны, где мы, и где рационально действующий оппонент? Мы давно такого не видели.
Речь идет о том, что непосредственный экономический ущерб от введения санкций будет достаточно невелик, дело в том, что мы уже в достаточной мере отвязались от доллара. Наш объем экономического взаимодействия с США весьма невелик, по большому счету наша экономика носит самодостаточный характер.
У нас минимальное заимствование, госбюджет, и те товары, которые мы экспортируем на новые рынки, они не могут быть замещены из каких-либо иных источников, то есть невозможно заместить объем российской нефти или объем российского газа из других источников. Поэтому, от введения санкций ущерб некий будет, однако он не очень значительный, и скорее будет эмоциональная реакция на ожидание введение санкций и эмоциональная реакция на само введение санкций.
Этот эмоциональный эффект будет более ощутим, чем непосредственно экономический ущерб.
Чем Россия может на это ответить?
Напрямую мы вряд ли сможем нанести какой-то значительный экономический ущерб США, и вряд ли надо к этому стремиться. Скорее всего, мы просто естественным образом продолжим закрывать наши «окна уязвимости», выходя из долларовой зоны, уменьшая объем операций в долларах, уменьшая объемы вложения в долларах.