Противоречивый курс. Насколько успешно РФ уходит доллара?

Последнее время отечественный МИД выступает с регулярными заявлениями по поводу отказа от американского доллара.

Противоречивый курс. Насколько успешно РФ уходит доллара?
© Русская Планета

Если верить внешнеполитическому ведомству, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африки и Латинской Америки проявляют интерес к переходу на расчёты в национальных валютах.

«В настоящее время активное взаимодействие России на данном направлении развивается с партнёрами по АТР, где готовность к переходу на взаиморасчеты в национальных или отличных от доллара валютах достаточно высока. Многие страны Латинской Америки и Африки также проявляют растущий интерес к обсуждению возможностей повышения доли национальных валют во взаимных расчётах с Россией», — сообщил в интервью РИА Новости замглавы МИД РФ Александр Панкин.

По словам высокопоставленного чиновника, Соединённые Штаты своей санкционной политикой подрывают доверие к доллару, фактически подталкивая остальные страны к дедолларизации, созданию экономически приемлемых условий для использования иных валют.

«Тенденция сокращения использования доллара во взаиморасчётах по торговым операциям стала объективной реакцией на сложившуюся в настоящее время геополитическую реальность. Снижение предсказуемости экономической политики США и неконтролируемое введение ими необоснованных ограничительных мер ставят под сомнение надёжность и удобство применения американской денежной единицы как приоритетной валюты контракта», — сообщил Панкин.

В марте аналогичную мысль высказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью китайским СМИ. Также, как считает глава МИД РФ, необходимо отходить и «от использования контролируемых Западом международных платёжных систем».

Москва вполне отчётливо даёт понять Китаю, что неплохо бы перевести двухстороннюю торговлю на расчёты в нацвалютах. Это был бы безусловный успех — совокупный объём товарооборота между РФ и КНР в докризисный 2019 год превысил 110 млрд долларов. По текущем курсу на рубли получается астрономическая сумма — 8,4 трлн, на юани — 720 млрд.

Однако Пекин осторожничает с вопросом об отказе от доллара. Как признался ранее министр финансов РФ Антон Силуанов, Москва рассчитывала, что китайские партнёры подпишут межправительственное соглашение о дедолларизации торговли ещё в 2014 году. Однако КНР отверг этот документ.

По последним данным, в 2020 году объём расчётов в нацвалютах между контрагентами в РФ и КНР достиг 24-25%, в 2013-2014 годы он составлял 2-3%. Казалось бы, обе страны и без обязывающих соглашений успешно проводят политику по отказу от доллара. В какой-то мере это так, но возможности Москвы и Пекина на данном поприще серьёзно ограничены.

«... здесь тоже есть немало сложностей — это очень непросто переводить торговлю и расчёты из одной валюты в другую. Только необходимость заставляет нас это делать… если бы не было давления, оказываемого торговыми партнерами на Китай и Россию, то, может быть, в этом не было бы необходимости», — неслучайно отметил в декабре прошлого года на пресс-конференции посол РФ в КНР Андрей Денисов.

Из заявления дипломата можно сделать как минимум два логичных вывода. Первый — американский доллар, как и прежде, является самой комфортной для внешнеторговых сношений валютой. В настоящее время в мире нет и, скорее всего, не появится более удобного инструмента для взаиморасчётов.

Второй — дедолларизация носит исключительно вынужденный и априори ограниченный характер. Государства, которые частично отказались от расчётов в американской валюте, осознают, что полностью уйти от доллара невозможно, причём даже в отдалённой перспективе.

По сути, уход от американской валюты призван «подстраховать» отдельные сделки (с большой вероятностью наиболее важные контракты) и одновременно послужить предупреждением для Соединённых Штатов.

Необходимо подчеркнуть, что в современной геополитической ситуации Китай является ключевым и самым сильным в экономическом плане антиамериканским флагманом. И даже он не торопится переводить с Россией торговлю на расчёты в нацвалютах, что уж говорить про другие государства мира, которые к тому же подвержены влиянию США.

Постоянные разговоры Москвы об отказе от американской валюты в торгово-экономических сношениях продиктованы преимущественно пиаром и выполняют, видимо, функцию прикрытия не очень удачных потуг в сфере внутренней дедолларизации.

Российские власти сделали настоящий культ из этой политики, несмотря на весь её противоречивый характер. В ноябре 2020 года первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, который является одним из кураторов отечественного экономического курса, заявил, что Соединённые Штаты эксплуатируют потенциал своей валюты и пользуются её особым статусом.

«Они (американцы. — РП) бросают в топку деньги. Сейчас очередная инициатива: спорят, куда деть 2 трлн долларов, у них другая стратегия, которая опирается на то, что доллар — резервная валюта, и они могут позволить себе держать гигантские дефициты бюджета, сейчас называется цифра под 20%», — сказал Белоусов.

В этих словах невольно проскальзывает зависть, которую испытывают российские руководители, пытающиеся выставить американскую валюту в невыгодном свете и максимально пропиариться на курсе по отказу от доллара.

Белоусов прав в том, что Соединённые Штаты беспардонно используют доллар в своих целях — гипотетически американцы могут заблокировать неугодные им транзакции в долларах и напечатать банкноты на несколько триллионов, не опасаясь разогнать инфляцию. Собственно, именно это и собирается делать администрация Джо Байдена, чтобы продолжить давление на РФ и реализовать план экономического восстановления страны после пандемии коронавируса.

В России очень любят говорить о том, что американская валюта представляет собой «фантики», потому что не обеспечена драгметаллами. Ни золотом, ни серебром её высокий курс действительно не обеспечен. Основа могущества доллара — это как раз оплата товаров, которые поступают на мировой рынок, а самым надёжным вложением остаются инвестиции в государственные облигации Соединённых Штатов.

Россия и Китай сокращают вложения в госдолг США и частично ушли от расчётов в заокеанской валюте, но по-настоящему радикальных мер по отказу и уж тем более обрушению доллара так и не предприняли. При желании американские »фантики» можно назвать валютой-паразитом и подобрать более жёсткие синонимы, однако положение дел от этого никак не поменяется.

Смысл вышеизложенного заключается не в том, что российское государство совершает ошибку, проводя дедолларизацию. Как раз, наоборот, нашей стране требуется сократить зависимость от доллара и обезопасить по меньшей мере сделки, связанные с экспортом вооружений и импортом критически важных технологий, материалов, сложного оборудования. Уже поверхностный отход от использования американской валюты даст значимый положительный эффект.

Однако на этом сложном и витиеватом пути недопустимо дурить людям голову, рассказывая про то, что господству доллара скоро придёт конец, а внешнеторговые партнёры РФ жаждут запустить расчёты в нацвалютах. О чём идёт речь, если даже «могучий» СССР не смог выстроить оторванную от «пагубного» влияния доллара экономическую систему, а нынешний ЦБ принципиально поддерживает слабый курс рубля.