Основатель волгоградской осетинской общины отметил 77-летие

Несмотря на почтенный возраст председатель Совета старейшин общественной организации «Дом дружбы», основатель «Алании» – осетинской общины нашего региона Арсен Дауров продолжает вести активную общественную работу. С ветераном встретился обозреватель «Волгоградской правды.ру» Анатолий Любименко.

Основатель волгоградской осетинской общины отметил 77-летие
© Волгоградская правда

«Старость меня дома не застанет!»

– Арсен Даурович, судя по тому, что наша встреча состоялась не с первой попытки, график у вас по‑прежнему довольно плотный?

– Общественная работа еще со школы занимала большое место в моей жизни. В 9‑м классе меня избрали руководителем ученической школьной бригады. Мы собирали отличные урожаи кукурузы, картофеля.

В 15 лет я выучился на тракториста, в 16 лет меня занесли в Книгу почета министерства просвещения Республики Осетии. Мне, мальчишке, сулили место председателя колхоза, в котором мы работали!

Но, получив аттестат об окончании школы, я уехал в Волгоград.

Знакомый, работавший в Волжском, когда приезжал домой, взахлеб рассказывал о Сталинградской битве, Волго-Донском канале, строительстве ГЭС. Романтики и мне захотелось!

– И как вас встретил город-герой?

– После нашего села Чермен впечатления были сильными, масштаб увиденного потрясал. Одно оказалось неожиданным: нигде гор не было видно. (Смеется.)

– Были сложности с адаптацией?

– Никаких. В горхозе, куда я поступил учиться на строителя, мы жили в одной комнате с будущим секретарем горкома партии Алексеем Серяковым. Делили с ним хлеб-соль, за стол ужинать один не садился, пока второй не придет.

Чтобы не повторилась трагедия

– Вы стали инициатором создания национального общества, хотя сначала были против – почему?

– Помнить обычаи и традиции – это у нас, осетин, в крови.

Но когда впервые зашла речь о создании организации, поначалу я был против – считал, что такие общины организовывают беспомощные люди, которым нужны подпорки.

У нас же в Волгоградской области нет ни одного осетина, который бы просил о помощи, все люди состоявшиеся, среди них много руководителей предприятий, врачей, преподавателей, предпринимателей.

Мы часто встречались, общались, у нас была даже своеобразная касса взаимопомощи. Но на тот момент уже было немало других национальных общин, и мы все‑таки создали «Аланию». Произошло это незадолго до трагедии в Беслане, и, как вскоре стало ясно, наш шаг был правильным – без поддержки госструктур наша помощь малой родине не была бы такой значимой.

– Тогда же родилась идея создания «Дома дружбы»?

– Да. Ее обсуждение прошло в том числе и тогда, когда мы на станции переливания крови стояли в очереди, чтобы помочь пострадавшим в Беслане. Там было много выходцев с Кавказа, представителей разных национальностей.

Нужно было объединиться, чтобы понять, как стало возможным это чудовищное преступление. И мы стали думать, как сделать так, чтобы такое больше нигде не повторилось.

 Однажды организовали массовый выезд 350 студентов из вузов Поволжья в республики Северного Кавказа, чтобы они своими глазами увидели, как и чем живут их ровесники. Так у многих завязалась дружба, которая навсегда их скрепила. В 2008 году мы в этом убедились.

«Строим крепость из идей»

– Речь о событиях в Южной Осетии?

– Да. Тогда в Волгограде был организован штаб для оказания помощи беженцам.

Мы участвовали, наш регион готов был принять около 2000 беженцев. А в 2014‑м для Севастополя мы собрали три фуры с продуктами.

Все национальные объединения региона приняли участие в этой акции. С собой в поездку мы взяли также 33 флага национальных организаций.

Когда мы выехали на центральную площадь Севастополя и развернули наши знамена, народ ахнул. Видя нас, люди останавливались, на колени становились, плакали, нас обнимали, целовали…

После этого делегация Севастополя приезжала в Волгоград несколько раз, чтобы практику нашего «Дома дружбы» перенять – у себя они, кстати, создали такой же.

– Как вы оцениваете межнациональную политику в нашем регионе?

– Несколько раз в год руководители национальных организаций собираются у губернатора, чтобы обсудить актуальные вопросы. В 2020 году в ходе общения с общественностью глава региона пообещал оказать нам помощь в решении вопроса с помещением для «Дома дружбы». Так что контакт с властью есть, работаем совместно на благо нашего региона.

СПРАВКА «ВП»

Волгоградскую область населяют представители более 140 национальностей. Преобладают русские, их 90%, второе место занимают казахи, третье – украинцы, далее с заметным отрывом – армяне, татары, азербайджанцы. Первыми в регионе появились объединения российских немцев, татарская, еврейская, чеченская организации. Сегодня в регионе действует 62 национальных общины. Самые многонациональные районы Волгоградской области – Калачевский, Светлоярский, Среднеахтубинский.