Войти в почту

«Магазины для нищих» растут в России как грибы после дождя

Многолетнее падение доходов населения заставило российский ритейл приспосабливаться к новым экономическим реалиям. Чтобы не потерять покупателя, сетевым компаниям пришлось запускать собственные проекты жестких дискаунтеров, работающих по принципу продуктово-промышленных складов, позиционируя их как «магазины эконом-класса», более известные в народе как «магазины для нищих».

«Магазины для нищих» растут в России как грибы после дождя
© Свободная пресса

За минувший год это направление продемонстрировало активный рост. Все потому, отмечают аналитики рынка, что базовая для подобных торговых точек аудитория в 20% россиян, которым с огромным трудом удается удовлетворять исключительно базовые свои потребности, увеличивается день ото дня. Стабильным в нынешних экономических условиях, по их расчетам, остается лишь верхний ценовой сегмент, охватывающий лишь 10% покупателей. Средний же ценовой сегмент стремительно сокращается, составляя на данный момент всего 15% от былого числа потребителей. «Отпавшие» переходят в бюджетную категорию, уже выросшую до 55% всех покупателей.

Ничего удивительного, считают экономисты, в этом нет. При нынешнем росте цен на продукты в среднем на 10% россиянам, полагают они, едва ли удастся в обозримой перспективе приблизиться к докризисным показателям реальных доходов.

И это, признаться, сильно пугает.

Все прекрасно понимают, какие химические ингредиенты в массе своей входят в состав абсолютного большинства товаров в этих дискаунтерах «эконом-класса». Всем отлично известно, как сильно у нас расходятся официально-статистический и реально-фактический уровни инфляции. Все хорошо представляют эффективность предлагаемых правительством мер поддержки населения.

А это значит, что никаких других вариантов, кроме дальнейшего роста числа дискаунтеров с весьма спорным с точки зрения технологического производства и безопасности для здоровья покупателей, у российского ритейла нет.

- «Магазины для бедных», а, скорее, «магазины для экстра-бедных», действительно, очень быстрорастущая и перспективная бизнес-ниша, – поделился своими наблюдениями с «СП» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. – А все потому, что наценки на продукты в нашем сетевом ритейле зачастую доходят до 300% по отношению к их закупочной цене, а уж 100%, двойная накрутка, вообще стандарт по умолчанию.

Естественно, для людей, чьи доходы постоянно падают, это накладно, и они пойдут туда, где смогут купить что-то дешевле. Хотя наше объединение еще в 2017 году выходило на российское правительство с инициативой законодательно ограничить величину торговых наценок в ритейле рамкой в 30%. Однако Минпромторг в лице своего замминистра господина Евтухова нам заявил – если это сделать, то цены в магазинах сразу вырастут.

Ну вот наценки не ограничили, и мы все прекрасно видим, как «не выросла» цена. Интересуется-то наш крупный ритейл, в большинстве своем не российский, а транснациональный, офшорный, на самом деле отнюдь не покупателями, которые все больше не способны отдавать им свои копейки, а дальнейшим продвижением в органы власти своих представителей для защиты своих интересов

«СП»: - Но ведь состав большинства товаров в дискаунтерах вводит покупателей в ступор. Они идут туда в надежде купить подешевле колбасу с маслом, а фактически приобретают «набор юного химика». Из натуральных ингредиентов там разве что вода, да и та совсем не факт, что питьевая. Получается, россиян все активнее будут кормить химическими элементами?

- Понимаете, любые сети очень жестко прессуют поставщиков по условиям. С последних, как говорится, дерут по три шкуры, устанавливая для них огромные штрафы за малейший пустяк, заставляя платить даже за выкладку товаров на своих полках. При этом сетевики говорят – мы покупаем товар исключительно по этой цене, а не хотите нам продавать по такой – ну и не надо, свято место пусто не бывает, желающие быстро найдутся вам на замену.

А ведь производитель же должен получить какую-то свою маржу, чтобы жить и желательно еще развиваться. Вот и приходится ему собирать свои продукты буквально из элементов таблицы Менделеева, чтобы его не вытеснил с рынка, куда крайне трудно попасть, другой, более сговорчивый и покладистый «химик». Результат, как говорится, немного предсказуем, учитывая, что конкурентов с альтернативными сетями продаж у нынешнего российского ритейла нет.

«СП»: - То есть дискаунтеры «для бедных» – это не какая-то забота о нищающих гражданах сердобольных предпринимателей, а еще одна циничная форма заработка в плохой экономической среде?

- Все эти модели настраиваются очень точечно. Сетевики же не лыком шиты, они день и ночь с калькуляторами наперевес дотошно высчитывают до десятого знака после запятой, где и как им можно заработать вплоть до каждого микрорайона, если не до каждой улицы.

- В этих дискаунтерах товары зачастую не так уж и дешевы при заметно более худшем их качестве по сравнению со многими сетями среднего ценового сегмента, – дополнил коллегу президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. – Но с точки зрения маркетинга они сознательно позиционируются как «магазины для малоимущих», так что их целевая аудитория уже не ходит по другим торговым точкам, привыкая все время пользоваться только этой.

Это психологически удобнее прежде всего для малоимущих и пенсионеров, хотя если бы они походили по другим сетям, то, уверен, обязательно нашли бы аналогичные по стоимости, но гораздо более лучшие по качеству товары. Нищие-то, как ни крути, будут всегда, потому что ни одной стране мира еще не удавалось полностью избавиться от этого государственного порока.

В условиях, когда население даже официально нищает несколько лет подряд, а инфляция растет, сети дискаунтеров «для нищих» неизбежно будут расширяться, подытожил президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, при этом уточнив, что хоть в качественных, хоть не в качественных продуктах высока доля издержек, связанных с административной и налоговой нагрузкой государства.

- А она не только не снижается, но и во многих случаях растет, – подчеркнул он. – Понятно, что так или иначе этот фактор включается в цену товара. Любая новая регуляторика, новая законодательная норма со стороны хоть исполнительной, хоть законодательной власти влияет на стоимость, даже если она вводится под эгидой защиты прав потребителей.

И любой бизнес эти издержки пытается оптимизировать. И если речь о высоком ценовом сегменте, это одна история. А если мы говорим о дискаунтерах, ориентированных на бедное население, то допускаю, что дешевый товар на их полках может быть не просто низкокачественным, а вообще «серым», «теневым» для государства.

После этого допущения эксперта даже представить страшно, чем в скором времени будут вынуждены питаться не владеющие газовыми и нефтяными вышками россияне, коль скоро наша власть все дальше и дальше отодвигает сроки так необходимой стране победы над бедностью.