об экологических демаршах против «Северного потока — 2»

«В конце концов, на сегодняшний день это скорее уже ваш, нежели сугубо российский проект. Это даже в Вашингтоне понимают: тут Германия, нужно отдать должное, справилась. Ну и зачем вот в такой ситуации компании — оператору проекта Nord Stream 2 AG комментировать демарш германской природоохранной организации? Вот с этой-то ерундой немецкие власти как-нибудь и без комментариев Nord Stream 2 AG справятся».

Нужно отдать должное, компания — оператор проекта газопровода «Северный поток — 2» Nord Stream 2 AG не просто отказалась от комментариев о влиянии иска германской природоохранной организации «Союз защиты природы» на ход укладки трубопровода. Но и вообще отреагировала на происходящее с достойным уважения равнодушием.

Объясняется тут всё просто: к подобного рода демаршам, нет ни малейших сомнений, в Nord Stream 2 AG были давно готовы. Они, эти экологические как бы демарши, что называется, тупо «закладывались в сценарий». А к финальному этапу строительства координаторы проекта стали уже достаточно обучены и, по-хорошему, закалены, что такими мелкими шалостями — что зелёных, что поляков со всякими разными прибалтами, что украинцев (методы противодействия разные, заказчик-то всё равно, по сути, один) — их уже совершенно точно не запугать.

В результате в данном конкретном случае в компании-операторе просто отказались комментировать «потенциальные разбирательства, связанные с решениями органов государственного управления». В следующий раз могут реагировать по-другому, всё зависит исключительно от ситуации, но сейчас тратить на это всё время и нервы — совершенно пустое и непродуктивное занятие. А в Nord Stream 2 AG бенефициары люди достаточно серьёзные, им такие треволнения не к лицу.

И в самом деле.

Да, действительно иск немецких экологов из NABU приостанавливает действие временного разрешения Федерального морского и гидрографического агентства Германии на строительство газопровода Nord Stream 2 на территории Федеративной республики. Но работы могут быть возобновлены уже с конца мая, когда начнёт действовать другое разрешение, оспорить которое «экологи» так и не смогли.

Так что ситуация неприятная, безусловно, тут кто бы спорил.

Но на общем фоне вполне терпимая.

Более того, приостановка временного разрешения вряд ли вообще как-то повлияет на сроки реализации многострадального проекта газопровода Nord Stream 2. И здесь не нужно ничего выдумывать: укладка менее протяжённого участка в Германии, согласно доступным графикам строительства, вообще-то должна начаться в водах ФРГ только после завершения работ в исключительной экономической зоне Дании, где сейчас как раз и трудятся «Фортуна» и «Академик Черский».

При этом, если вы ещё не обратили внимания, строители газопровода и без всяких нынешних судебно-экологических процедур действуют чуть ли не демонстративно неторопливо. И спешить им действительно некуда.

Сейчас попробуем пояснить почему.

Просто в качестве понятной всем иллюстрации — пару слов, что называется, о текущем положении дел: цена на газ в Европе на конец апреля — начало мая текущего 2021 года опять выросла на спотовых рынках в среднем до $286 за 1 тыс. куб. м. Таким образом, ценовые показатели достигли максимума с той самой, катастрофической для европейской энергетики, середины нынешнего января. Когда спотовые рынки вовсю скакали и сходили с ума от роста цен на фоне рекордных холодов по всей территории цивилизованного, но, как выяснилось, энергетически довольно уязвимого Европейского субконтинента.

Но тогда хотя бы было всё понятно с причинами безудержного ценового роста: ими были реально аномальные холода.

Что тут можно сказать: на текущем, что называется, оперативном уровне ситуация с ростом цен так же проста, незамысловата и достаточно легко объяснима: проблемы с поставками СПГ.

Судите сами.

Только в течение прошлой недели, с 26 апреля по 2 мая включительно, поступление именно сжиженного природного газа на европейские рынки сократилось примерно на 8%. Ничего личного, просто бизнес: рынкам Юго-Восточной Азии, представьте себе, тоже нужен СПГ. А они, эти рынки ЮВА по отношению к европейским, что называется, премиальные: азиатские цены европейским покупателям не перебить, они с какого-то уровня вообще становятся для европейцев абсолютно неприемлемыми.

Ничего необычного: просто так устроена экономика субконтинента, избалованного доступным трубопроводным газом из голландского Гронингена, Норвегии, Северной Африки и, самое главное, России. И отягощённая необходимостью как поддержания высоких стандартов на рынках труда, так и иными, как реальными социальными, так и просто сугубо имиджевыми, во многом навязанными программами.

Если честно, то она, эта европейская экономика, в настоящее время еле-еле ценовой удар со стороны зелёной энергетики уже держит. Хоть пока, пусть со скрипом, но справляется.

Но эта зелёная энергия настолько дорого Европе обходится, что, плюс к «хотелкам» многочисленных соратников странной «проектной» девочки Греты Тунберг, ещё и резкого удорожания СПГ до азиатских уровней ей, этой самой европейской экономике, уже совершенно точно не пережить. И это, даже находясь на интеллектуальном уровне Греты, которой протест заменил занятия в общеобразовательной школе, как-то с каждым днём становится всё глупее и, одновременно, всё опаснее не понимать.

Просто напомним: европейские ПХГ, ещё недавно под самую завязку заполненные, тоже изрядно опустошены. Об этом и раньше довольно много писали, но сейчас ситуация на фоне продолжающегося повышенного потребления и падения поставок СПГ становится уже, скажем так, довольно тревожной: объём запасов в подземных европейских хранилищах в апреле 2021 года упал впервые за историю наблюдений публичной базы Gas Infrastructure Europe. И это, извините, не шутки. По состоянию на 31 марта показатель заполняемости составлял 30,06%, а на 30 апреля — 29,91%. Просто для сравнения: в прошлом апреле, в 2020 году, в европейские ПХГ было, напротив, принято дополнительных порядка 9 млрд кубов природного газа.

Несмотря на любые кризисы.

Ну и российский «Газпром», видя всю эту замечательную красоту, тоже, в общем, начинает вести себя, скажем так, мягко — не столь традиционно-прекраснодушно, как в те, ещё совсем недавние времена, когда европейские рынки были для него чуть ли не в буквальном смысле этого слова «всем». Благодаря чему, кстати, не только высокомерные «цивилизованные» страны-покупатели, но и отнюдь не претендующие на что-то аналогичное транзитёры типа приснопамятной Украины могли нас совершенно безжалостно шантажировать.

А украинские «газовщики» ещё и вполне себе безнаказанно воровать. Сейчас времена несколько изменились.

И сейчас Европе куда важнее купить русский трубопроводный газ, нежели русским его продать: и вот уже и всегда проевропейски настроенный глава «Газпрома» Алексей Миллер задумчиво объявляет городу и миру о корректировке стратегии, пусть и «небольшой». Но, так или иначе, очевидно, что приоритетом для российского газового гиганта становится развитие внутренних рынков.

Причём как газификации территорий (тут ничего не поделаешь — старший приказал), так и внутренней переработки: у российских газовщиков, слава богу, нет таких налоговых проблем с переработкой, как у их коллег-нефтяников.

Так почему бы и нет?

Да, сейчас таких проектов у «Газпрома» по большому счёту всего два: комплекс в Усть-Луге и Амурский газоперерабатывающий завод. Но, по словам Алексея Миллера, эти проекты — уже сейчас одни из самых крупных в мире. Вверенный ему отечественный концерн только начинает потихоньку входить во вкус.

Словом, ситуация с проектом Nord Stream 2, если на неё смотреть со стороны российского поставщика, вполне понятная и прозрачная, никто ничего и не скрывает: ребят, ситуация в мире, конечно, довольно серьёзно изменилась, но мы свои обязательства выполним и газопровод вам, безусловно, достроим.

Это даже не обсуждается.

Но вот только со своими зелёными, как и прочими, как сказал президент Путин, местными «табаки» вы уж разбирайтесь, пожалуйста, сами, без нашего скромного участия. И с их покровителями тоже: Россия, знаете ли, устала таскать для вас своими руками каштаны из вашего «демократического огня».

В конце концов, на сегодняшний день это скорее уже ваш, нежели сугубо российский проект.

Это даже в Вашингтоне понимают: тут Германия, нужно отдать должное, справилась. Ну и зачем вот в такой ситуации компании — оператору проекта Nord Stream 2 AG комментировать демарш германской природоохранной организации?

Вот с этой-то ерундой немецкие власти как-нибудь и без комментариев Nord Stream 2 AG справятся. Хотя имеет смысл констатировать, что и в дальнейшем, несмотря на в общем стабильную реализацию, лёгкой жизни этому газопроводу точно никто не обещал. Прицепиться к чему найдут.

Но это уже, скорее, совсем не наши проблемы, если только частично. А в остальном — даже не повод для излишнего беспокойства. По крайней мере если беспристрастно наблюдать за поведением и реакциями на происходящее на протяжении последних месяцев именно что российской стороны.

Большей частью, так уж вышло, эти проблемы — немецкие.

Так получилось, что им этот проект намного, просто несоизмеримо намного, важней.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.