Москва. Грозовое лето 1941-го в снимках журнала “Лайф”

Все эти снимки объединяет авторство и время — их сделала фотокорр «Лайфа» 37-летняя Маргарет Берк-Уайт (Mar­garet Bourke-White, 1904–1971) в военной Москве в июле-августе 1941 года. Кроме двух, 1931 года и её же авторства, которые тоже связаны контекстом с этим фоторядом. Условия, в которых она работала, были поистине уникальные — ведь с наступлением войны режим съёмок сильно ужесточился, и за несанкционированную сьёмку на улицах, равно как и за несданный фотоаппарат, полагался однозначный трибунал. Однако она была в особых условиях: в преддверии приезда в Москву специального эмиссара президента США Гарри Гопкинса (а этот визит рассматривался Сталиным в данный момент как сверхважный) ей был выдан фактически карт-бланш на сьёмки образов воюющего Советского Союза для авторитетного журнала заокеанского союзника (США), который был способен положительно повлиять на общественное мнение той страны.

Москва. Грозовое лето 1941-го в снимках журнала “Лайф”
© BigPicture.ru

Впервые в советской истории иностранный корреспондент буржуазной страны (безо всяких посредников в виде официальных фотографов) был не просто допущен в рабочий кабинет загадочного для Запада вождя, но и снял его в непарадной, камерной обстановке вблизи.

Налёты люфтваффе на столицу начались 22 июля, и Маргарет сумела снять один из первых – 26 июля.

А этот снимок (тоже 26 июля) – более зрелищный, конечно. Откуда он сделан, примерно догадываюсь (крыша английского посольства на Софийской наб.) – но так ли это, пусть подскажут знатоки Москвы.

Продавщица газводы и москвичи, июль 1941.

Москва в июле 1941-го во многом вела мирную жизнь и ещё не была перестроена в тот жёсткий ритм, который привычен нам из снимков военного времени. Как мы помним из событийного ряда, мирная жизнь для столицы полностью закончилась 14–15 октября 1941 года — после грандиозной московской паники, грабежа магазинов, мародёрства на улицах — введением осадного положения и эвакуацией основного состава наркоматов в Куйбышев.

На стадионе, июль 1941 (матчи, как видите, ещё проводились и чемпионат не закрыт).

Советские танкисты. Это ещё, скорей всего, кадровый состав, не вновь призванные во время войны новобранцы.

Они же, в жанре фотопортрета.

Солдаты на грузовике. Судя по возрасту многих из них, возможно, это ополченцы.

Знаковое фото на тему «Русские бабы» или «Труженицы тыла», кому как удобнее, вошедшее после войны в западные альбомы фотографий. Оно воспроизводилось много и часто, и даже в ельцинские 90‑е послужило как cov­er sto­ry обложки «Тайма».

Снимок Манежной площади с видом на Кремль из номера «Националя» (см. выше снимок авианалета 26 июля — тот же ракурс, только камера ниже углом к горизонту). Интересна будочка с постовым (или регулировщиком движения?). Справа, возможно, след от упавшей на асфальт во время налёта небольшой авиабомбы или просто дорожные работы. Место, где сейчас могила Неизвестного Солдата, загорожено.

И ещё один вариант.

Все удачные варианты сьёмки Сталина были впоследствии использованы в журнале. Вот, скажем, промежуточная «вырезка» изображения для публикации

В заключение этого поста приведу ещё два снимка, на 10 лет старше показанных. Оказалось, что во время своей поездки на Кавказ в 1931 году (в возрасте 27 лет) Маргарет снимала и мать Сталина, Екатерину Джугашвили (Кеке). Снимки сделаны в Тбилиси.

Ещё вариант, поближе.

Смотрите также: 1941 год в черно-белых фотографиях, Вторая мировая в фотографиях: конфликт перерастает в мировую войну, Россия глазами Маргарет Берк-Уайт (1931−1941): Магнитогорск, 1931 год