Лампочка не-Ильича спасает "Верфь" от высоких тарифов

Тарифы на электроэнергию в разных странах являются темой для дискуссий и различных прогнозов. ФБА «Экономика сегодня» обратилось к участникам рынка электроэнергетики, чтобы разобраться, в каком положении находятся промышленные предприятия России в сравнении с Западом. 

Лампочка не-Ильича спасает "Верфь" от высоких тарифов
© ФБА "Экономика сегодня"

ФБА «Экономика сегодня» 18 мая опубликовало результаты исследования «Сообщества потребителей энергии», по оценкам которого промышленные потребители в России платят 7,34 цента за киловатт-час, тогда как в США — 6,9 цента.

Лампочки Ильича не актуальны

Авторы исследования подчеркнули, что уровень российских цен на электроэнергию оказался выше не только в сравнении с США, но и с рядом других стран: Турцией, Финляндией и Норвегией. 

После публикации, в редакцию обратился основатель петербургского бренда аксессуаров из кожи «Верфь» Вячеслав Канарейкин, сообщивший, что вопрос расхода электроэнергии для производств является недооцененным. 

«На начальном этапе, как правило, расходы на электроэнергию включены в стоимость аренды помещений, — объясняет Вячеслав Канарейкин. — Но, по мере развития предприятия, оплата электричества становится одной из статей расхода. Конечно, мы были бы рады снижению тарифов для производств, поскольку именно для них электроэнергия является наиболее увесистой статьей. Однако нужно понимать, что банкротства компаний происходят не из-за расходов на электроэнергию».

Канарейкин констатировал, что существуют возможности оптимизации этих расходов.

«Например, некоторое время назад мы полностью заменили на производстве лампочки на энергосберегающие. Их стоимость выше, но окупаются они за полгода. Второй способ — обновление средств производства: мы заменили моторы на оборудовании на более современное и энергоемкое, что позволило сократить расход примерно в полтора раза»

Напряжен ли рынок электроэнергии России

Заместитель руководителя экономического департамента Институт энергетики и финансов Сергей Кондратьев отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня», что в подходе «Сообщества потребителей энергии» есть свои подводные камни и сложности. 

Система тарифов и ценообразования в США, Европе и России устроена по-разному, уточнил эксперт.

«Прямое сравнение средних цен различных местных статистических ведомств, не всегда приносит корректные результаты, — объясняет Кондратьев. — В России цены на электроэнергию достаточно серьезно росли, ощущалось давление на оптовом рынке, которое было связано с увеличением выплат по договорам о предоставлении мощностей (ДПМ)».

У российских потребителей сохраняется озабоченность оттого, что высокие платежи будут актуальны, когда запустят программу ДПМ-2 в рамках возможного расширения субсидирования возобновляемых источников энергии.

Говорить о том, что существует некая средняя ситуация даже на примере российского рынка — неверно. Важно учитывать уровень напряжения, ситуацию в регионах – потому что перепады между энергоузлами могут быть существенными, считает эксперт.

Однако, по мнению Кондратьева, можно согласиться с тем, что выплаты в рамках ДПМ равномерно давят на всех крупных оптовых потребителей.

Экономия электричества на руку промышленникам

Тренд экономии электроэнергии наметился давно и связан со многими факторами. С начала 2000-х годов промышленные предприятия стали уделять внимание повышению энергоэффективности, к примеру, внедрять новое энергосберегающее оборудование. 

Очень часто этот вопрос решается сам собой, когда на предприятии меняют старое оборудование — происходит снижение потребления электроэнергии, поскольку новая аппаратура уже сконструирована с использованием сберегающих технологий.

Вследствие этого, рассказывает Кондратьев, за последние несколько лет обозначилась серьезная тенденция, негативная для энергосистемы в целом: крупные потребители постепенно начинают сокращать объемы электроэнергии, которую они получают из централизованной энергосистемы.

«Промышленные заводы, такие как Магнитогорский и Череповецкий комбинаты, активно строят свои собственные электростанции на базе тех, что остались с советского времени. Предприятия модернизируют и увеличивают их мощность как раз для того, чтобы сокращать покупку электричества на оптовом рынке и получать серьезную экономию», — сообщил эксперт.

Уход крупных потребителей из системы может быть достаточно тяжелым. Платежи будут перераспределяться между оставшимися потребителями, что приведет к дальнейшему росту цен и обострению проблемы перекрестного субсидирования. Этот процесс очень сложно остановить.

То, что серьезные предприятия получают подобный стимул для экономии в долгосрочном плане является, скорее, плюсом. Большинство этих потребителей – экспортеры, перед которыми стоят проблемы глобальной конкуренции и сокращения выброса парниковых газов, поскольку этому уделяют большое внимание инвесторы, покупатели продукции и регуляторы на внешних рынках.

Использование собственной модернизированной электростанции помогает решить все эти проблемы и сократить углеродный след. Фактически эта политика делает продукцию российских производителей более привлекательной на международном рынке, заключил эксперт.