«Дикси», Billa… Далее везде?
Российский рынок был огорошен тем, что практически одновременно пришли сообщения о двух грандиозных слияниях в сфере ритейла: сеть «Магнит», находящаяся под контролем банка ВТБ, покупает сеть «Дикси», а сеть «Лента», которую связывают с миллиардером Алексеем Мордашовым, поглощает Billa. В комментариях экспертов немедленно стали мелькать такие слова, как «консолидация», «централизация» и, наконец, «монополизация». Логотип магазина «Магнит» на одной из улиц в Москве. 18 мая 2021 года ритейлер «Магнит» достиг соглашения с Mercury Retail Group Limited о приобретении 100% акций компании Dixy Holding Limited, под управлением которой находится более 2,5 тыс. магазинов под брендом «Дикси». Валерий Мельников / РИА Новости Далеко от Европы Андрей Писарцов, генеральный директор CHEP (ЧЕП) в России, отмечает, что консолидация в российском ритейле наметилась в 2019 г., а сейчас только набирает обороты. Слияние трех ритейлеров в группу ДКБР («Дикси», «Красное&Белое», «Бристоль») было первым сигналом. По тому же логичному пути консолидации сейчас образуется «Восточный Союз» («Самбери», «Слата», «Красный Яр»). Теперь сделка «Магнита» по приобретению «Дикси» продолжает тренд. Так что участники рынка ждут новых слияний и поглощений. «Посмотрим, кстати, что будет с сетью магазинов “О'кей”. Время покажет, каким образом разыграют этот актив», — говорит в связи с этим специалист по антикризисному управлению школы бизнеса «Синергия» Андрей Коновалов. В то же время Андрей Коновалов утверждает, что, несмотря на концентрацию, 30–40% рынка ритейла России по-прежнему будут приходиться на разные — не такие концентрированные — бренды. И такие крупные компании, как, например, X5 Retail Group, уже нельзя будет построить. «Степень консолидации российского розничного рынка еще очень далека от европейского и американского, и эти процессы пока скорее идут на пользу, так как растят средний уровень зрелости процессов и менеджмента, — считает партнер Odgers Berndtson, руководитель практики “Потребительские товары” Анна Сус. — И комментарии о монополизации розницы, с учетом роста степени влияния на этот рынок платформенных моделей бизнеса, пока выглядят скорее удивительно». Форматы устарели? Но какие именно факторы толкают рынок к консолидации? Ведущий аналитик QBF Олег Богданов полагает, что большую роль тут сыграла пандемия, более того — сам формат сети гипермаркетов стал устаревать. Бизнес с широкой сетью магазинов, который требует больших издержек (аренда, зарплата персонала), в последние годы, еще в докоронавирусную эпоху, начал уходить в мир иной; это глобальная тенденция. «Посмотрите на отчеты крупных американских розничных сетей за последние лет пять, там одни слезы — убытки и банкротства, — говорит Олег Богданов. — Розница смещается в онлайн, особенно в период пандемии. Важно не число магазинов, а логистика и доставка». Именно поэтому, по мнению эксперта, процессы слияния в российской рознице давно назрели. Надо добавить, что, как подмечает Анна Сус (Odgers Berndtson), Billa работала только в Московском регионе, где конкуренция со стороны экосистемных компаний (таких как «Яндекс» и «Сбер») и онлайн-игроков (в первую очередь Ozon и Wildberries) уже чувствуется наиболее остро, в том числе из-за ярких лидеров, которые способны трансформировать бизнес под новый контекст. «Лента» + Billa Что же выигрывают участники сделки? Андрей Коновалов («Синергия») подчеркивает, что у «Ленты» и «Биллы» достаточно хорошее финансовое состояние. Прошлый год стал для «Ленты» очень успешным: её выручка на 6,7% увеличилась по сравнению с предыдущим годом. У «Биллы» — сопоставимая ситуация. У «Биллы» хорошие места для торговли, а «Лента» сильна в части логистики. Так что наметилась хорошая синергия, они отлично дополнят друг друга. К тому же имеет значение географический фактор. Сейчас активно развивается рынок доставки еды. Основной рынок по доставке пока ещё приходится на Москву и Петербург. «Лента» — федеральная розничная сеть, но она сильно сконцентрирована в Москве и Петербурге. Покупка «Биллы» также усиливает позиции «Ленты» в этих городах. Это даёт ей возможность использовать магазины «Биллы» как склады, а также возможность наращивать своё интернет-присутствие и интернет-продажи. По мнению Анны Сус (Odgers Berndtson), новость о покупке Billa выглядит логичным продолжением планов «Ленты» по развитию формата «супермаркет» (генеральный директор «Ленты» Владимир Сорокин объявлял о них ранее). Поэтому со стороны «Ленты» сделка подобного рода — не последняя. «Магнит» + «Дикси» По мнению Анны Сус, конструкция сделки «Магнита» и «Дикси» более сложная. Компании на протяжении многих лет были прямыми конкурентами, а в силу размера бизнеса ГК «Дикси» масштаб потенциального влияния на рынок у сделки гораздо выше. «Магнит» в последнее время находился в процессе тестирования новых форматов и все дальше уходил от фокуса на модели «мягкого дискаунтера». В то же время и российские, и международные аналитики говорят, что формат дискаунтеров обладает самым большим потенциалом роста. Это подтверждают данные российского рынка: сеть «Светофор» попадает в топ-50 быстрорастущих компаний уже третий год подряд и присутствует уже более чем в 10 странах; один из новых проектов X5 Group ― сеть жестких дискаунтеров «Чижик». Однако для стратегического развития формата дискаунтеров важное значение имеет степень цифровизации бизнеса. Инструменты по автоматическому управлению процессами планирования, например, в ближайшем будущем будут сильно влиять на эффективность, соответственно, конкурентоспособность и рентабельность бизнеса. При этом пока данные технологии по-прежнему остаются довольно дорогостоящими и работают на очень большом масштабе. Очевидно, акционеры «Дикси» решили не инвестировать в это направление и сосредоточиться на развитии других бизнесов. Ну а для «Магнита», как полагает Андрей Писарцов (CHEP), приобретение «Дикси» — отражение стратегической цели отстоять лидерство в российском ритейле. Причем, по мнению эксперта, хорошая синергия должна образоваться в Северо-Западном и Центральном регионах, где присутствие «Дикси» традиционно сильное, с большим количеством торговых точек и распределительных центров. Кроме улучшения географического присутствия в регионах с большой концентрацией потребителей, значительный потенциал скрывает в себе дальнейшая оптимизация цепочек поставок и стандартизация процессов внутри. «Ожидаем дополнительного роста выручки группы в ситуации, когда оборот розничной торговли в первом квартале 2021 г. снизился в сопоставимых ценах на 1,5–1,6%, — говорит Андрей Писарцов. — В таких условиях наращивать выручку, а тем более прибыль будет все более сложной задачей для многих небольших сетей». Автор: Константин Фрумкин Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»